Как и у любых других маргинальных проявлений, корень вандализма кроется в плохом воспитании и особенностях морально-волевых качеств. Казалось бы вот и ответ, но ведь не может быть все так просто?
Вандализм имеет множество лиц и проявлений. Кто-то считает вандализмом, например, граффити и уличные перформансы, кто-то классифицирует как вандализм целенаправленную порчу общественного и частного имущества, будь то предметы искусства, мемориальные памятники или городская собственность. Что касается граффити и других проявлений неформального искусства, оставим их оценку искусствоведам и службам общественного правопорядка, а вот целенаправленная агрессия вандалов так или иначе касается каждого.
Множество исследователей и криминалистов считают, что основным психологическим мотивом разрушительного поведения является потребность в самоутверждении. Потребность в самоутверждении и доминантности присуща в той или иной степени любому человеку, однако, когда у индивида нет в арсенале никаких приемлемых рычагов взаимодействия в социуме, когда человек ввиду плохого воспитания и пагубного влияния окружения не может должным образом утвердиться в обществе – выход получает агрессия. В подобном случае агрессия является естественным ответом на социальную неудовлетворенность.
"Вандализм, на мой взгляд, – болезнь. Разрушать и портить то, что построено для тебя, очевидно – глупейший поступок. К сожалению, эти же люди жалуются, что ничего не строится. Я думаю, что вандалами становятся из-за плохого воспитания и отсутствия культуры", – считает молодой журналист из Цхинвала Александр.
Раньше считалось, что основной причиной вандализма являются праздность и скука, однако современные исследователи находят мотивы разрушительного поведения именно в проблемах социального характера. В первую очередь, как известно, все первопричины и корни любых поведенческих проблеем следует искать в семье.
Гиперопека и отсутствие должной строгости могут воспитать в ребенке чувство вседозволенности и безнаказанности, благодаря которым он будет легче переступать нормы социального поведения ради собственного самоутверждения. В то же время, агрессия как норма в семье создает у ребенка впечатление, что насилие и разрушительное поведение – нормальный рычаг взаимодействия.
Что же касается окружения, когда человек попадает в компанию, где деструктивность и опасное поведения считаются чем-то нормальным и даже поощряются, то, если вовремя это не пресечь, модель его поведения так или иначе начнет встраиваться в парадигму этого сообщества. И вот, словно самец какого-нибудь шимпанзе, который для демонстрации своей силы стае визжит и ломает ветки, его прямоходящий коллега по тем же причинам ломает фонарный столб, рвет клумбы или пишет лаконичные фразы на заборе.
Только вот это не так смешно, как кажется. Помимо очевидного материального и эстетического вреда, по мнению специалистов, регулярный вандализм и деструктивные проявления являются маркером преступного поведения, которое, если его вовремя не пресечь, может вылиться в нечто более страшное, чем испорченный забор или испачканная скамейка.
"Я замечаю тенденцию, что дети, проявляющие в детстве неконтролируемую агрессию и гиперактивность, к старшим классам гораздо чаще попадают в серьезные неприятности и позже, зачастую, переходят порог допустимого, – делится профессиональным опытом работник системы образования Георгий.
Понимая все это, становится очевидно, что, помимо административного и уголовного преследования вандалов, следует проявлять к детям должное внимание на всех этапах взросления. Агрессия не должна быть нормой для молодежи, безделье не должно быть постоянным их спутником, а главное - с раннего детства в человеке следует воспитывать умение общаться и взаимодействовать с окружающими.
Согласитесь, в городе с такой тяжелой и трагичной историей, как Цхинвал, где люди в избытке насмотрелись на хаос и разруху, и который только начал восстанавливаться как внутренне, так и внешне, вандализм особенно кощунственен, а бытовая агрессия отравляет жизнь всем и каждому. Чистота и порядок должны быть не только на улицах, но и в головах.