В начале февраля во Владикавказе в Школе кино и театра (ШКиТ) пройдет серия мастер-классов по сценическому бою выпускника театрального института имени Щукина, актера театра и кино, педагога школы-студии МХАТ и "Щуки" Батраза Засеева.
Для кого предназначен мастер-класс и чему можно научиться за десять дней - Батраз Засеев рассказал корреспонденту Sputnik Анне Кабисовой.
- На кого рассчитан мастер-класс?
- Мастер-класс рассчитан на актеров и всех, кто интересуется этой профессией: актеры, педагоги, студенты и студийцы.
- Какие навыки приобретут участники к окончанию мастер-класса?
- Безусловно, что данная дисциплина неотделима от актерского мастерства. Нельзя рассматривать сценический бой в отрыве от актерской профессии. Но, как и в игре актеров, первостепенной является техника и только потом уже переживания и игра.
В первую очередь, участники приобретут технический навык. Это технология является авторской и эксклюзивной. Дело в том, что в современных театральных вузах сценический бой преподается по книжкам 30-40-х годов прошлого века. Но время движется вперед и современный кинематограф повышает планку. А для боевых сцен в театре сегодня ищут новые решения, так как техника, которая работала сто лет назад, сегодня уже не впечатляет зрителя.
Я сам учился у Вячеслава Рыбакова и если посмотреть его работы в интернете, то станет понятно, что он учитывает современные тенденции в этом направлении. Только мы имеем дело с людьми, которые никогда не занимались никаким единоборствами, а не с профессиональными каскадерами.
- Нужна ли какая-то особенная физическая подготовка к мастер-классу?
- Нужно быть сосредоточенным и внимательным к партнеру. Во всем остальном – индивидуальный подход.
- Чем отличается этот мастер-класс от твоего проекта летнего лагеря "Movement camp", который был посвящен работе с телом?
- В летнем лагере принимали участие люди разных профессий и нашей целью было узнать как можно больше о своем теле. Здесь же, помимо физических тренировок, мы подключаем актерское мастерство и развиваем качества, которые участники могут приобрести только на занятиях по сценическому бою. К примеру, тот, кто изучил мастерство сценического боя, в дальнейшем не свяжет свою судьбу с театром и кино, но те знания, которые он получил на этих занятиях, помогут ему быть убедительней даже в обычном конфликтном диалоге. "Основа сценического действия – конфликт", говорил Константин Сергеевич Станиславский.
- Расскажи коротко о программе мастер-класса.
- За очень короткое время донесу принципы, благодаря которым станет понятной логика построения боя, техника безопасности и так далее.
- В мастер-классе могут принять участие и девушки и парни?
- Разумеется. И девушкам это будет даже полезней.
- Сценический бой – это имитация боя. Есть в этом какая-то философия или свои секреты?
- Секреты есть, и о них я буду рассказывать на своем мастер-классе. Любая имитация – это философия в каком-то смысле. Но лучше не затрагивать философию, так как в этих вопросах трудно быть лаконичным.
- В "Однажды в Голливуде" Тарантино снимают с пьедестала Брюса Ли. Означает ли это, что он был плохой боец и все трюки в кино только трюки?
- Если Брюс Ли до сих пор, и в кино, и в жизни, остается примером для многих любителей единоборств, имеет ли значение, был он бойцом или нет?