Дата в истории: 60 лет назад в Южной Осетии погибли в аварии проектировщики Транскама

11 сентября исполняется 60 лет со дня гибели в автомобильной катастрофе в Дзауском районе сотрудников ленинградского проектного института "Ленгипротранс"
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Залина Кулумбегова, Sputnik

Дорога, связывающая Южную Осетию с Северной Осетией и с остальной территорией России, была вековой мечтой южной части осетинского народа. Проектов было много и разных. Было намерение построить железную дорогу на электрической тяге. Эти планы вынашивались еще в эпоху российской империи. Но начавшаяся Первая мировая война, затем февральская и октябрьская революции оставили этот проект на бумаге.

Гаглоева: основа строительства ТрансКАМа - проект Рутена Гаглоева

Позже было принято решение построить автомобильную дорогу. Одним из организаторов дорожного дела был инженер Рутен Гаглоев. При нем началось строительство перевальной дороги через Главный Кавказский хребет. Но начались политические репрессии, и Гаглоев был арестован.

Лишь в 60-х годах советское правительство вернулось к планам строительства дороги через вековые горы. В конце лета 1960 года в Южную Осетию приехали специалисты, проектировщики ленинградского проектного института "Ленгипротранс". В планах экспедиции, возглавляемой Петром Пиккелем, было обследовать трассу будущей перевальной дороги – сегодня это Транскавказская автомагистраль (Транскам). Были проведены изыскания, необходимые для составления проектной документации для строительства дороги.

11 сентября 1960 года члены экспедиции выехали из селения Рук, где находился их базовый лагерь, в райцентр Дзау на совещание. За рулем грузового автомобиля был водитель Хаджумар Боциев, рядом – начальник экспедиции Петр Пиккель и главный геолог Антон Петров, а в кузове бортовой полуторки – начальник полевой изыскательской партии Павел Яковлев. На выезде из ущелья грузовая автомашина сорвалась в пропасть – все члены экспедиции получили травмы не совместимые с жизнью.

Люди Транскама

Когда погибших сотрудников ленинградского проектного института "Ленгипротранс" вывозили в аэропорт города Тбилиси, чтобы отправить в Ленинград, проститься с ними пришли со всех селений Дзауского ущелья. Люди тяжело переживали гибель проектировщиков дороги.

Прошли годы, началось строительство Транскама. В смете строительства дороги была заложена и сумма на строительство памятника погибшим проектировщикам, но он так и не был построен. Памятник возвели позже, уже на средства местного жителя Гаврила Шавлохова.

"Это была инициатива простого горца. Он на свою скромную зарплату смог создать мемориал в честь людей, которые отдали жизнь ради того, чтобы южные осетины могли соединиться с Россией. Со временем этот памятник разрушился, сейчас необходимо поставить новый. Мы в Южной Осетии в долгу перед погибшими", – отмечает профессор Леван Кортиев, один из организаторов строительства Транскама.

Транскавказская автомагистраль проходит в высокогорье и является единственной дорогой, соединяющей Южную Осетию с Россией. Дорога была официально принята в эксплуатацию в 1986 году. Длина трассы составляет 164 километра - российская часть составляет 97 километров, участок от южного портала Рукского тоннеля до Цхинвала - 33 километра.