ЦХИНВАЛ, 20 апр - Sputnik, Анна Кабисова. Во Владикавказе в понедельник проходит несанкционированный митинг. Примерно в 11.30 люди, поддерживающие общественного активиста и оперного певца Вадима Чельдиева, начали собираться на площади Штыба.
Напомним, около двух недель назад, Чельдиев начал призывать жителей республики не соблюдать самоизоляцию и ограничительные меры, введенные из-за коронавируса, а 20 апреля выйти на площадь, так как, по словам певца, новая коронавирусная инфекция – это выдумка властей. Самого активиста несколько дней назад задержали в Санкт-Петербурге и конвоировали во Владикавказ. Ему грозит ограничение свободы на три года или штраф в размере от 300 до 700 тысяч рублей за распространение заведомо ложной информации, влекущей за собой угрозу здоровья и жизни граждан РФ.
В социальных сетях сторонники Вадима Чельдиева организовали флешмоб в его поддержку, а сегодня акция переместилась на площадь перед зданием правительства. Несмотря на усилия полиции, митингующие прорвались на площадь Свободы. Участники протестной акции требуют освобождения активиста и отставки главы республики Вячеслава Битарова.
Глава РСО-Алания вышел к участникам протестной акции, но особого диалога у них не получилось. Битаров отметил, что "от этой болезни есть одно средство — посидеть дома". На возмущения граждан о том, что вирус выдуманный, он ответил: "Если мне кто-то докажет, что коронавируса нет, я все опять открою".
Происходящее сегодня перед зданием правительства по просьбе корреспондента Sputnik Анны Кабисовой анализируют представители интеллигенции Северной Осетии.
Александр Байматов, бизнесмен
– Я думаю, что этот митинг может достичь тех целей, которых добиваются митингующие и организаторы, – отставки главы республики и правительства. Вопрос, изменит ли это что-нибудь, их не интересует. Никакой идеи во всем этом нет, крайним назначен глава, как будто он – причина тяжелого материального положения жителей республики.
Думаю, что в митинге приняли участие люди, часть из которых без мозгов, часть – испытывает реально тяжелое материальное положение, и требуют они отставки главы, потому что сами не понимают, что делать. И опять же, что будет потом, их тоже не интересует.
Политический прогноз: если кризис затянется, то Битаров может уйти в отставку. Эпидемиологический прогноз: режим самоизоляции может быть продлен в случае, если этот митинг приведет к резкой вспышке инфекции.
Насчет того, могли ли власти предотвратить митинг, не знаю. Возможно, информационные усилия были недостаточными. Но, полагаю, дело не в этом - митинг бы состоялся в любом случае, потому что действительно многим людям уже не на что жить.
Сослан Табуев, программист
– Я считаю митинг большой ошибкой, потому что с очень большой вероятностью люди могут перезаражать друг друга. Проблема, на мой взгляд, в полумерах: нелогичные половинчатые решения, неспособность властей наладить своевременное и корректное информирование населения. Все это привело к тому, что очень многие считают историю с пандемией вымышленной, теорией заговора, преследующей какие-то иные цели. Обывателю сложно понять, почему закрыты парки и набережная, но при этом работают предприятия и магазины, которые сложно отнести к организациям первой необходимости. Почемуто останавливают транспорт, то запускают его, закрывают и открывают салоны красоты. Но самое главное – это экономика. У многих людей, живших на заработки ото дня в день, элементарно не остается средств к существованию, а те меры, которые принимаются властями недостаточны. Кредиты как раньше нужно было выплачивать, так они и выплачиваются – ничего не изменилось. Семьи свои кормить тоже нужно. Митинг может стать катализатором вспышки эпидемии в Осетии, остроту которой мы увидим через пару недель. Больше всего мне жалко врачей, которым придется все это разгребать.
Сослан Плиев, директор молодежного театра КВН
– Сегодняшний сход не планировался изначально как митинг. Уже месяц это анонсировалось как сход граждан, требования которого для меня были размыты – от восстановления СССР до признания того, что коронавируса не существует. Поэтому сказать, что происходящее сегодня – неожиданно, нельзя. Сейчас я наблюдаю порядка двух, а то и трех тысяч людей на площади свободы перед зданием правительства. И насколько я понял, организационного центра нет. Но в таких условиях всегда нет понимания того, что должно происходить дальше. Сейчас толпа скандирует: "Главу в отставку", и вот выходит глава и пытается наладить диалог, но его не слушают, и он уходит. Полиция к происходящему относится очень лояльно, я не имею в виду, что потакает – нет. Лояльны в том, что не применяют массово силу, а задерживают отдельных людей. Я сам наблюдал это, потому что все началось под моими окнами, а дальше люди уже пошли в сторону площади. Происходящее там я наблюдаю так же как и все, в социальных сетях. На акцию собрались очень разные люди: и молодежь, и взрослые, и много женщин.
Мне кажется, что все это случилось из-за недоверия к властям. Понимаете, если все время обманывать в чем-то людей, то они вообще перестают верить во все, даже в очевидные вещи вроде пандемии коронавируса. Недоверие и нежелание принимать вообще никакую позицию власти. Отставку Вячеслава Битарова требуют сейчас, на мой взгляд, потому что это самое простое политическое требование, а также пытаются найти центр вины – в данном случае для них это глава региона.
Пока я не готов давать какие-либо прогнозы – предполагаю, что либо до вечера все приобретет радикальные формы, потому что всегда в таких ситуациях начинается радикализация протеста, и очень трудно найти того, с кем можно поговорить. Кто должен говорить, по мнению протестующих? Глава республики вышел. К нему же основные претензии? Но с ним не хотят говорить, и, соответственно, возникает вопрос, а с кем должны говорить люди? Это организационные просчеты людей, которые должны отвечать за этот диалог власти с обществом. Второй вариант развития событий, и я сейчас не иронизирую, – испортится погода, пойдет дождь, и люди просто уйдут с площади. Но тут надо понимать, что люди уйдут, но ничего не закончится, поэтому мы сейчас наблюдаем очередной кризис власти. Я так думаю, что наша нынешняя ситуация применима к очень многим регионам, и в этом нет ничего хорошего. Может, я старый уже, но для меня нет никакого романтизма революции, а есть чувство опасности и грядущего бардака.
Делать эпидемиологический прогноз о последствиях сегодняшнего массового скопления людей я не хотел бы. У нас разнятся цифры по количеству больных коронавирусом, тех, кто находится на самоизоляции дома, и тех, кто лежит в больнице. Но, в любом случае, при любых массовых скоплениях граждан вирус распространяется.
Растерянность наблюдается с обеих сторон, и к вечеру мы получим либо эскалацию конфликта, либо увидим людей, которые возьмут на себя ответственность. И с той, и с другой стороны нужны переговорщики. А пока я очень рад, что полиция и Росгвардия не делают никаких резких движений.
Почему власти не смогли предотвратить митинг, я не могу ответить. Только домыслами – возможно, не верили в то, что люди соберутся, или были уверены, что контролируют ситуацию. Но все это не имеет сейчас никакого смысла. Мы имеем свершившийся факт: на площади в столице Северной Осетии собрались три тысячи человек и выдвигают политические требования и не собираются расходиться. Вот это факт, та отправная точка, от которой сейчас надо всем работать.