Алена Котаева
"Мама, кинь 100 рублей на счет" - уже не актуально. Как и волшебные письма от нигерийских миллиардеров-сирот, которым некому срочно передать свои сбережения. Теперь злоумышленники используют другие схемы, более сложные и изощренные.
Для монетизации информации мошенники используют тонкие нюансы человеческой психологии. В случае жительницы Цхинвала Алены – это была душераздирающая история про дочку ее кузины. Начиналось сообщение так: "Друзья, всем привет. Мне нужно рассказать всем о Кире, моей пятилетней племяннице". Мошенники взломали ее почту и разослали эту историю всем, с кем она общалась. Почту она использовала для делового общения: переписка с научным руководителем, с редакторами изданий и так делее.
По словам Алены, далее в сообщении говорилось, что папа девочки бросил семью, и у Киры был сильный стресс. На этом фоне у девочки нашли страшный диагноз "Дисметаболическая нефропатия" (поражение почек), дескать нужны деньги на лечение.
"Самое забавное, о взломе я узнала от своего начальника. Когда я зашла к нему в кабинет, он спросил: "Ты мне на почту прислала сообщение про состояние твоей племянницы, сколько ей перекинуть денег?" Я засмеялась и сказала, что ничего не отправляла. Только потом мне стало понятно, что произошло, и за несколько минут я поменяла пароль почты", – говорила Алена.
Самым неприятным в этой ситуации стало то, что главный редактор одного журнала выслал 10 тысяч на указанную мошенниками карту. Как говорит Алена, ее стыду не было предела.
В последнем абзаце сообщения говорилось, что выставлен счет в израильской клинике Шиба для прохождения диагностики девочки на миллион рублей. Алена заинтересовалась этой клиникой и счетом в Сбербанке, который указали взломщики.
Выяснилось, что медицинский центр Шиба на самом деле существует и является ведущей клиникой на Ближнем Востоке. А вот со счетом все оказалось намного хуже.
"Покопавшись в интернете, я увидела, что номер карты входит в длинный список банковских карт мошенников. Я попыталась самостоятельно выяснить имя и фамилию взломщика с помощью онлайн-банка, где при переводе средств, обычно, отображаются инициалы владельца и первая буква его фамилии. Но карта оказалась заблокирована", – говорила девушка.
Жительница Цхинвала Индира считает, что интернет-мошенники часто действуют однотипно и предсказуемо. Она не понимает, как люди попадаются на их уловки.
"Мне 35 лет, и мои социальные сети никогда не взламывали. Я всегда придумываю очень сложные пароли от аккаунтов, чтобы меня не смогли взломать. Я думаю, преступники играют на слабых сторонах: жалости, любви к "халяве", невозможности некоторых людей критически мыслить в стрессовых ситуациях. Так что надо быть всегда в здравом уме и начеку", – считает Индира.
По словам специалиста по защите информации Андрея, в последнее время участились случаи мошенничества в социальных сетях. Схема простая – аккаунт пользователя взламывают, и от его имени рассылают друзьям сообщения с просьбой перечислить деньги. Причины называют разные – семейные проблемы, нехватка денег, заболела мама. Или же просят помочь друзьям или родственникам, оказавшимся в сложной ситуации. В сообщениях называют номер карты или счета, куда просят перевести средства.
"Злоумышленники пользуются тем, что большинство пользователей социальных сетей не перепроверяют информацию, которая приходит от их друзей. Как показывает статистика, чаще всего жертвами такого мошенничества становятся работающие женщины в возрасте от 25 до 40 лет", – отметил специалист.
Андрей считает, что в такой ситуации правильнее всего сразу обратиться в полицию (с чеками, подтверждающими перевод денег, перепиской с мошенниками), написать заявление о происшедшем, а также обратиться за помощью в банк.
Специалист добавил, что настоящие призывы о помощи содержат подробную информацию: фамилия, имя, отчество нуждающегося, его место жительства, информация о родственниках, лечебном учреждении, номера лицевого счета для помощи. Но даже в таких случаях данные нужно обязательно перепроверить.