ЦХИНВАЛ, 3 окт - Sputnik, Ян Габараев. Летаргически-жаркое утро четверга. Перед крыльцом администрации города группа пожилых мужчин и женщин, наряженных в темную классическую одежду, зашумела, когда председатель Союза ветеранов Южной Осетии Гайоз Валиев сделал зазывающий жест рукой и сказал – "Едем!".
Старики неспешно заполнили автобусы и единой колонной выехали из города.
Первая остановка – на трассе в районе Дзау, где на пригорке стоят две огражденные забором плиты. Первая – памятник первому осетину среди героев Советского Союза Алексею Остаеву. На втором – больше сорока имен его однофамильцев, павших на полях Великой Отечественной войны.
К слову, прямые участники Великой Отечественной войны в этот день остались дома. В поездку выбрались родственники ветеранов и люди, которые в те годы были еще детьми, но по негласному закону войны трудились в тылу.
Одна из них, Лидия Валиева – бойкая красноречивая женщина – по пути к памятнику рассказала о своем отце.
Полковник Красной Армии Спиридон Валиев родился в 1901 году в селе Корнис. Он состоял в отряде красных партизан, четырнадцать лет прослужил на советско-персидской границе, участвовал в Финской войне.
"Отец как будто предчувствовал, что начнется война. Когда наступил этот день – я помню его хорошо – мать его упрашивала: "Ну куда же ты, у тебя раны с финской войны еще не зажили". Мой отец был непреклонен и сказал, что не может остаться в стороне, когда где-то льется кровь", - вспоминала Лидия.
Всего через полгода, как отец уехал на войну, семье поступило тревожное известие. Сообщали, что их отец пропал без вести.
"Мой отец – кадровый полковник, и он пропал без вести. Ну, разве такое бывает?" - многозначительно улыбается она.
В конце июня 42-го немцы предприняли очередное наступление на Севастополь. Настоящая "мясорубка" развернулась в районе Сапун-Горы, которую противники неоднократно отвоевывали.
Остатки разбитого батальона Валиева продолжали сопротивляться. Трижды раненый комбат не пал духом перед лицом неизбежной смерти.
"Его сослуживец по фамилии Габуев вспоминал, что когда мой отец увидел его, 18-летнего, без брони, то отдал ему свою. А сам остался в Севастополе", - вспоминает Лидия с дрожью в голосе.
Спиридон Валиев и солдаты 778-го стрелкового полка пали 7 июня 1942 года в районе Сапун-Горы. Там же на Аллее Героев сейчас установлен памятник осетинскому полковнику.
Далее колонна продолжила свой путь, пока не добралась до сюрреалистичной поляны в районе села Чеселт.
Вокруг раскрывалась непривычная палитра цветов даже для осенней природы: мелкие зеленые листья, которые пробивались сквозь полотно павшей листвы в тонких лучах солнца светились как неоновые.
В этом инопланетном антураже, между двух храмов по обе стороны от холодного ручья, сквозило нерациональное первобытное спокойствие.
Старики спешно выходили из машин. Наклонившись у ручья, они черпали ледяную воду эмалевой кружкой, которую кто-то благоразумно оставил, и угощали друг друга.
Группа разделилась. Одни бродили по поляне и любовались природой, другие размеренно беседовали рядом с храмом, откуда то и дело выходили остальные, озаряя себя крестным знаменем. В это же время женщины готовили накрывать на стол...