Виталий Раднаев
Художник поневоле
Мастерская осетинского художника Алана Битиева находится в здании Союза художников Республики Южная Осетия. Обшарпанная вывеска, пыльное здание, темные холодные коридоры, разобранные полы – лишь малая часть того, что можно увидеть, войдя в аварийное здание. Алан объясняет, что в здании идет ремонт, и в ближайшем будущем здесь все будет выглядеть по-другому - ежемесячно помощь Союзу оказывает президент Южной Осетии Анатолий Бибилов. Зайдя в мастерскую художника, мы замерли, любуясь его картинами.
Бабушка Алана была учителем рисования и черчения, именно она привила ему любовь к изобразительному искусству. Очень часто ученики приходили к ней домой, приносили свои работы и чертежи. Алан наблюдал, как рисуют другие дети, и ему нравились атмосфера, которая царила в эти моменты в комнате бабушки. В какой-то момент он тоже начал рисовать.
"В школе мне даже организовывали собственные выставки, когда один или пара учеников представляли свою серию работ. Конечно, кто-то хвалил, кто-то - наоборот. Вот такое было у меня творческое детство. Но бабушка очень не хотела, чтобы я становился художником - хотела, чтобы я был врачом", - рассказывает он.
После выпуска из третьей школы, Алан поступил в Горский Государственный Аграрный Университет во Владикавказе и окончил его по специальности зооинженера. Отслужив, он остался в армии - Алан офицер запаса в звании подполковника с 20-летним стажем военной службы. Однако все эти годы он не бросал занятия живописью и уже в зрелом возрасте, в 2005 году, смог поступить сразу на третий курс Цхинвальского художественного училища, которое успешно окончил через два года.
"Все это время моя любовь к изобразительному искусству не иссякала, а, наоборот, крепла. Меня очень привлекали картины, написанные маслом. Карандашом я тоже работал, но чувствовал, что больше тянет к маслу. Я сам покупал холсты и краски и пытался рисовать, но все-таки образование было необходимо. В училище я получил недостающие мне навыки и знания. Когда человек видит, как другие работают, особенно, когда рядом именитые преподаватели со стажем, это идет на пользу", - вспоминает художник.
Алана приняли в Союз художников Южной Осетии еще до окончания художественного училища. Уже тогда он активно выставлял свои работы.
"В то время я в основном писал пейзажи, природу. Сначала я приносил их в салон, где продавались картины. Художники тогда меня не знали, они заходили в салон и спрашивали, чьи это работы. Именно в тот момент я встретил Тамерлана Цховребова (председатель Союза художников Республики Южная Осетия – прим. ред.), который заметил мои работы. В тот момент он меня очень поддержал, указывал мне на ошибки, многое советовал. Тогда я участвовал практически во всех выставках, и спустя год или два меня приняли в Союз художников".
Членство в Союзе художников Южной Осетии для Алана очень ценно - это не только возможность выставлять свои работы, но и особая атмосфера, которая царит в мастерских осетинских художников. Он отмечает, что в мастерских Союза, работая рядом, между художниками создается здоровая конкуренция и хочется работать еще больше.
Учитель года
Алан работает учителем в средней общеобразовательной школе №1. Его родители тоже педагоги, мама и сегодня продолжает нести знания в массы. Можно подумать, что он пошел по стопам родителей, но это не так.
"В школу я попал случайно. Я даже не задумывался об этом, но мне предложили, и я решил: "А почему бы и нет?". Сначала меня пригласили на собеседование, оценили и дали возможность попробовать. Была середина апреля, до конца учебного года осталось не так много. Мне досталось не так много учеников - школа немногочисленная. Я преподавал полтора месяца и постепенно втянулся в процесс", - рассказывает он.
Алан признается, что сам не заметил, как работа преподавателем "затянула" его. В 2016 году школа выдвинула его на конкурс "Учитель года".
"Конкурс состоял из двух этапов – сначала я выиграл городской этап, затем республиканский. Мне вручили диплом и премию в 70 тысяч рублей. Это стало большой неожиданностью для меня", - сказал он.
Художник отмечает, что у молодого поколения другие ценности, общаясь с ними, можно взять что–то новое для себя. Это может пригодиться как в написании картин, так и в жизни.
Что день грядущий нам готовит
Алан принимает участие практически во всех выставках, которые проходят в Южной Осетии. Прошлым летом в ГККЗ "Чермен" у художника прошла небольшая персональная выставка. Работ Алана вполне хватило бы на выставку в большом выставочном зале, но он не хочет представлять публике картины, которые уже демонстрировались.
"Я бы хотел нарисовать что-то новое, не люблю повторяться даже в живописи. Взял одну работу, потом если опять похожее нарисовал — это уже не интересно. Хочется разнообразия, хочется показать что-то новое. Думаю, лучше пока собрать материал. Я прорабатываю детали очень скрупулезно, так что на создание серии картин уходят годы", - говорит он.
По словам художника, он не гонится за выставками, деньгами и славой. Ему нравится сам процесс создания картин, и пишет он их не для того, чтобы продать, а для себя. Алан рисует свои картины не спеша, для души, потому что художник, по его мнению, это призвание, а не профессия.
"Я считаю, что каждый человек в душе художник. Художник проявляется не в том, что окончил какое-то учебное заведение, а во внутреннем восприятии, своем видении мира, которое преподносится и оформляется на холсте", - подчеркнул он.
"Мой почерк стал узнаваемым"
В каждую свою работу Алан пытается вложить свой особый смысл. За годы создания своих произведений у него появилась и любимая картина. К сожалению, продемонстрировать ее он не смог, так как она находится на выставке в галерее.
"Самая любимая моя картина сейчас находится в галерее, она называется "Сумасшедший пастух", по мотивам произведения известного осетинского классика Коста Левановича Хетагурова. Только вот смысл у меня заложен совершенно противоположный. У Коста произведение заканчивается трагедией, а у меня хороший конец истории - Happy end", - рассказывает Битиев.
"Забавные горцы" - одна из самых популярных серий картин осетинского художника. В ближайшее время он думает продолжить ее, так как остались какие-то наработки, идеи. Потом займется новой серией - Алан рисует и пейзажи, и натюрморты.
"Сегодня душа больше лежит к натюрмортам. Я сделал серию таких картин, часть из них находится в галерее Allon по улице Абаева. До этого была серия, которую я создавал в течение двух лет - "Забавные горцы". В ней использовались только масляные краски".
Коллеги художника отмечают, что Алан нашел свой стиль - это говорит о том, что он состоялся как настоящий художник. С этим сложно не согласиться, любуясь картинами в его мастерской.