Обстановка в Афганистане в 1979 году обостряется, когда на фоне продолжающейся уже год гражданской войны более четырёх тысяч стражей исламской революции проникают в страну из Ирана и поднимают мятеж в городе Герат. Ситуация усугубилась после исчезновения, а затем и убийства лидера страны Нур Мохаммада Тараки, который объявил курс на построение светского государства с оглядкой на СССР.
Тараки неоднократно обращался к советскому руководству с просьбой о военном вмешательстве. В Москве опасались ввязываться во внутриафганские дела, но все же создали комиссию Политбюро по Афганистану, в которые вошли главы внешнеполитических и силовых ведомств.
После подавления правительственными войсками Гератского мятежа, советское руководство усиливает концентрацию войск на афганской границе.
США поддержали мятежников, Вашингтон предполагал, что эта помощь приведет к вмешательству СССР. Подготовленные на американские деньги и вооруженные американским оружием моджахеды усилили натиск, а в афганской армии все чаще вспыхивали мятежи.
На фоне наступления исламистов обостряется внутрипартийная борьба. Серьезную обеспокоенность советского руководства вызвало и поведение Хафизуллы Амина, ставшего у руля власти после убийства Тараки.
По линии КГБ поступала информация, что Амин уже давно связан с ЦРУ, а после убийства Тараки его тайные эмиссары наладили контакты с американскими официальными представителями.
Кроме того, Амин на словах высказывался за дальнейшее расширение сотрудничества с Советским Союзом, а на деле допускал действия, идущие вразрез с интересами этого сотрудничества: поощрял антисоветские настроения, проводил "сбалансированный внешнеполитический курс", предпринимая попытки наладить контакты с США.
Амин развернул террор не только против исламистов, но и бывших сторонников Тараки. Репрессии коснулись и армии, это привело к падению ее и без того низкого морального боевого духа, вызвало массовое дезертирство.
Эти события подтолкнули Москву к решению о вводе войск в Афганистан 12 декабря 1979 года.