Мадина Валиева об открытии частной арт-галереи "Allon" в Цхинвале

В столице Южной Осетии в пятницу, 14 сентября, открывается уникальная арт-галерея для художников и ремесленников
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Диана Валиева

В частном доме напротив строящегося музея выдающемуся ученому Васо Абаеву работа идет полным ходом — в пятницу, в 15:00 там откроется первая в Южной Осетии частная арт-галерея. По всему периметру небольшого светлого помещения аккуратно разложены картины именитых художников, куклы ручной работы в осетинских нарядах и разные поделки из дерева.

В ожидании зала: почему картины художников Южной Осетии выставляют в фойе

Идея такого арт-пространства принадлежит Мадине Валиевой, которая решила помогать художникам в организации выставок и реализации своих произведений. Про идею и свои планы она рассказывает очень эмоционально и трепетно — в разговоре с ней невольно заряжаешься энтузиазмом и настроением. Во время беседы в галерею периодически заглядывают случайные прохожие — интересуются тем, что тут будет и предлагают помощь. Заходят художники и мастера, приносят свои работы и рассказывают интересные истории.

Галерея еще не открылась, но атмосфера вокруг уже очень творческая и теплая. В то время, как Sputnik писал о проблемах осетинских художников и об отсутствии галереи, для художников уже создавали небольшой уголок для выставок.

Валиева рассказала в интервью Sputnik о том, как возникла идея галереи и какие планы ставят перед собой организаторы на будущее.

— Как ты решилась так резко сменить сферу деятельности?

— Большую часть своей жизни я посвятила госслужбе в Министерстве иностранных дел. У меня были разные проекты и идеи, но по разным независящим от меня причинам один за другим они закрывались. В какой-то момент я просто поняла, что в этой сфере для меня больше нет возможности для самореализации — путь пройден, и пора ставить точку. И я поставила ее, хотя тогда еще не было никаких планов на будущее и никаких мыслей.

— Как возникла идея арт-галереи?

Южный портал: в Цхинвале создают уникальное арт-пространство

— Она родилась совершенно спонтанно в ходе разговора — до меня дошла одна простая истина. Художники — это довольно незащищенная ячейка общества, в том плане, что они работают, но путь их творений к непосредственному ценителю по каким-то причинам нечеток или вовсе отсутствует. Конечно, выставки устраиваются, художники выезжают и реализовывают свои работы, но, тем не менее, у них нет так называемого менеджера — человека, который бы искренне был заинтересован в их проблемах и помогал их решению. Поэтому, зная, что я хороший организатор, решила себя попробовать и совместить свои деловые качества и любовь к прекрасному.

— Художники сразу поддержали твою задумку?

— Так же неожиданно, как появилась моя идея, появились и люди, которые меня поддержали. Сами художники, конечно, были приятно удивлены. Сперва было некое недоумение и недоверие, может, ожидание какого-то подвоха, но сейчас у нас сложились достаточно доверительные отношения, наладился прямой контакт. Думаю, они поняли, что я просто хочу помочь и, вместе с тем, заполнить ту нишу, которая почему-то все еще пустует.

Мы еще не успели открыться, а "беспроводная почта" уже работает, мастера интересуются, приносят свои работы.

— Ты имеешь в виду нишу менеджмента в сфере культуры?

— Да, к своему удивлению, я обнаружила, что у нас нет ничего вроде этого. Какой-нибудь частной инициативы, арт-галереи — все, что угодно, чтобы функционировало не в рамках каких-то государственных структур.

— Быть новатором в любом деле — большой риск. Не страшно было решиться на такой шаг?

Лана Парастаева: мечты сбываются, нужно хотя бы лежать в их направлении

— Честно говоря, нет, не страшно. Действительно страшно — убивать свое время день за днем, не иметь возможности реализовать проекты и идеи. А их было много, но все они спустя время приостанавливались и закрывались.

К примеру, я вела телепроект "Актуалон дипломати" (Актуальная дипломатия), у которого было две цели — рассказывать о политике доступным осетинским языком и отражать работу МИДа. Но его закрыли. Недоумение у меня вызвало и закрытие осетиноязычной версии сайта ведомства, которая уже больше года не функционирует. Закрыт также Экспертный совет при МИД, ответственным секретарем которого я была. Все это непонятно и неприемлемо для меня. Чего мне еще бояться?

— Получается, это совершенно новый этап в твоей жизни?

— Однозначно. Он еще только начался, но уже, можно сказать, взрывной. Все совершенно новое, и я чувствую, что из простой поклонницы искусства постепенно превращусь в ценителя и знатока. Этого требует работа, так как надо оценивать произведения и разбираться в них. И все безумно интересно. Сами художники — отдельная планета, с ними очень увлекательно общаться. Я открыла другой мир, полный прекрасных впечатлений и эмоций.

— Расскажи о предназначении арт-галереи?

Магические украшения Наримана Калаева

— Пока все на начальном этапе, мы будем официально оформлять наши отношения с художниками и реализовывать продукцию. Каждый может прийти и купить понравившуюся вещь, то есть я выступаю посредником между покупателем и художником. Это арт-пространство открыто для всех талантов, которые умеют и делают что-то своими руками. На сегодняшний день у нас уже представлены мастера по дереву, по бисероплетению, керамике и другие.

Есть прекрасные куклы ручной работы в осетинских нарядах, созданные чудесным мастером. В галерее на сегодня уже представлены работы Магреза Келехсаева, Лаврентия Касоева, Аркадия Кумаритова, Тамерлана Цховребова, Роберта Хубаева, Ацамаза Харебова и других художников. Мы выставим работы Бала Бестаева, Юрия Габараева, Андрея Касабиева, Ролана Цховребова, Елизаветы Кочиевой.

Галерее уже подарили сайт, на котором мы будем рекламировать художников, создадим каталоги, опубликуем их работы и биографии.

— Какие планы и надежды на будущее?

— Помещение у нас маленькое, но планы большие, которые быстро реализовываются благодаря людям, поддержавшим эту задумку. Прежде всего, нашей главной целью является помощь тем, кто в нашем быстроменяющемся мире не успевает сориентироваться. Конечно, хотим выйти на международный уровень. Уйдя из МИДа, я не ушла из дипломатии и считаю, что на данном этапе развития нашего государства очень важно использовать такой инструмент, как soft power (мягкая сила). Есть и контакты, и возможности это делать. Мы будем добиваться признания нашей страны таким вот образом — через искусство.

Потому что нам есть что показать и чем обратить на себя внимание. И если сегодня мы несколько скованы в применении политических инструментов, то нисколько не ограничены в искусстве, потому что оно по определению не имеет границ. Через это мы можем добиваться своих целей, а цель у нас одна — помочь нашему государству занять достойное место среди других стран мира.