Музыканты о национальных инструментах Осетии: никто не сыграет лучше осетин

Об отделении национальных инструментов в Музыкальном училище им. Феликса Алборова и исконных осетинских инструментах корреспонденту Sputnik Диане Валиевой рассказали преподаватели училища
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Музыкальное училище в Южной Осетии было образовано в 1968 году выдающимся композитором и общественным деятелем Феликсом Алборовым, чье имя оно носит по сегодняшний день. Несмотря на войны в республике и зачастую неблагоприятные условия для творчества, училище исправно продолжало функционировать и обучать одаренных музыкантов. За последние полвека музыкальное училище в Цхинвале выпустило немало талантливых исполнителей, которые востребованы и высоко ценятся во всем мире.

Помимо общеизвестных музыкальных подразделений, в училище есть отделение инструментов народного оркестра, где функционируют классы национальных осетинских инструментов — ирон фандыр (осетинская гармонь) и дала-фандыр (струнный щипковый инструмент). Эти классы уже третий год принимают учащихся, а два года назад в училище организовали музыкальный ансамбль. Заведующая отделением инструментов народного оркестра, заслуженный работник культуры Тина Кумаритова и завуч музыкального училища Сармат Кабисов рассказали корреспонденту Sputnik о специфике осетинских инструментов и о музыкальном образовании в Южной Осетии.

Мы сами ответственны за свою культуру

Первое, на что обращаешь внимание при общении с преподавателями отделения национальных инструментов — это безмерная увлеченность, огромная любовь к профессии, к родной культуре и скромность. Музыканты нехотя соглашаются на фотографии и смущенно молчат в ответ на комплименты, но стоит начать разговор о музыке, и в ответ вы получите насыщенную речь о любимой профессии. Вам с удовольствием сыграют на любом инструменте и расскажут о нем так, что сразу захочется переквалифицироваться в музыканты. В ходе общения становится понятно, что для такой работы, помимо таланта, действительно необходима невероятная любовь к музыке и огромная доля энтузиазма, чтобы не бросить все на полпути.

Ацамаз Макоев: музыка рождается от переживания

Если мы не будем этим заниматься, то никто не станет, спокойно рассуждают они.

"Это наши исконные инструменты, и мы не должны их забывать. Мир развивается, необходимо развивать свою культуру и идти в ногу со временем. В остальных республиках популярны национальные инструменты, почему мы должны отставать? Если мы не станем этим заниматься, то кто?" — говорят они.

Считается, что профессиональный музыкант может передать абсолютно любой национальный колорит в своем исполнении. Но преподаватели училища отмечают, что, несмотря на это, у всех кавказских наций есть своя специфика передачи.

"Ты можешь прекрасно сыграть, к примеру, кабардинскую музыку, но все равно любой кабардинец поймет, что это не то. У каждого народа свой вариант исполнения, который практически никто кроме носителей этой культуры не может передать. Так же и у осетин, никто не сыграет лучше нас самих", — добавляют они.

Ирон фандыр

Класс осетинской гармони в училище открылся только три года назад, с возвращением в Цхинвал молодых преподавателей Сармата Дудаева и Сармата Кабисова после учебы. Два года назад они организовали ансамбль народных инструментов, участники которого играют на дала-фандыре, ирон фандыре и бас-гитаре. В классе учится четыре человека, что, по словам заведующей отделением, немало для маленькой республики.

Фандыр

"Изначально инструмент был более примитивным и состоял только из белых клавиш, поэтому репертуар музыканта был очень ограничен. Отсутствовали специальные ноты, книги, можно было исполнить считанные мелодии, и то очень примитивно", — рассказывает она.

Современный вид ирон фандыра разработан по эскизам выдающегося дирижера и композитора Булата Газданова.

"Со временем он совершенствовался, добавлялись новые конструкции. Теперь на осетинском инструменте талантливые гармонисты могут играть не только национальную музыку, но и мировую классику", — добавляет Кумаритова.

На вопрос о том, чем осетинская гармонь отличается от аккордеона, музыканты пытаются объяснить научно, но то и дело переходят на эмоции — так проще описать различия любителям осетинской музыки.

Поющие в "Симде"

"Различие от аккордеона состоит во внешности и регистрах — на осетинской гармони клавиши и тембр другой. Также осетинские мелодии проще играть на фандыре, они звучат ярче, чем на другом инструменте. Аккордеон — это больше эстрадный инструмент, звучание совсем иное, у нас оно чисто народное. И техника звукоизвлечения отличается, на нашем получается насыщеннее и красочнее. Это как с человеком — никто, как осетин не споет свои национальные песни, и ни на чем ты не сыграешь осетинскую мелодию так, как на фандыре. В инструменте, как и в человеке это изначально заложено", — говорят они.

Дала-фандыр

Для дала-фандыра в училище нет отдельного класса, так как этот инструмент проще, и нет необходимости специально учиться игре четыре года. Инструменты заказывали у скрипичного мастера Андрея Азаматова в Москве.

До недавнего времени в Осетии был период сильного застоя в национальной музыке, потому что в 70-х гармонь вытеснила остальные, более хрупкие осетинские инструменты. Дала-фандыр — сопровождающий инструмент, предназначенный для народных мелодий.

Дала-фандыр

Сармат Кабисов рассказывает, что играет на нем уже второй год.

"Сейчас нам нужно возрождать исконные инструменты, чтобы они не канули в лету. Мы бы с удовольствием обучали и игре на остальных национальных инструментах, но, к сожалению, в республике нет специалистов, которые могли бы этим заняться. Чтобы переквалифицироваться нужен год-два — это не так просто", — говорит он.

Прогресс требует времени

Учитывая непростые условия для творчества, в которых функционировало училище, у нас все хорошо, отмечают музыканты.

"О прогрессе можно будет говорить через несколько лет, и это нормально. Для нашей профессии 8-10 лет это не так уж и много, необходимо время. То, что сейчас четыре человека в такой маленькой республике на осетинской гармошке играют, уже очень хорошо. Все они талантливые и перспективные, так что есть надежда, что в будущем они станут выступать", — рассказывают они.

Периодически на гастроли выезжают гармонисты Сармат Дудаев и Сармат Кабисов, которые сейчас учатся в магистратуре по профилю осетинской гармони в Московском институте культуры. Музыканты часто участвуют в международных конкурсах и получают призовые места. Гармонистов везде встречают тепло и с восторгом отзываются об игре на осетинской гармони и от мелодий осетинских композиторов.

Брифинг с Марией Котаевой: осетинская культура пришла в стагнацию

В идеале необходим национальный ансамбль, говорит Кабисов.

"С ансамблем музыкального училища мы не можем полноценно гастролировать, потому что он состоит из студентов. Когда выпускники уходят из училища, новых студентов приходится обучать с нуля. Для того, чтобы думать о государственном ансамбле, должно пройти лет 5-7, чтобы были готовые артисты на таком уровне. Не можем ведь мы пригласить неподготовленных музыкантов. На данный момент наша основная работа — это педагогическая деятельность", — сказал он.

Проблема в нехватке кадров

Помимо ирон фандыр и дала-фандыр в осетинской музыкальной культуры есть и другие прекрасные инструменты — это хъисын-фандыр (струнный смычковый инструмент), дыууадастанон фандыр (двенадцатиструнная арфа), уадындз (свирель) и другие.

Для того, чтобы научиться играть на этих инструментах и в дальнейшем заняться преподаванием, нужно быть настоящим любителем-энтузиастом, считают музыканты.

"Это не такие инструменты, чтобы на них обучали в училищах на протяжении нескольких лет. Чтобы владеть игрой на них, человек должен этого захотеть сам, он должен быть фанатом осетинской культуры и музыки в принципе", — говорят они.

Музыка предков: концерт "Къона" в Цхинвале

Кабисов добавляет, что у каждого осетинского инструмента есть родственный, на основе которого он был воссоздан.

"Нельзя сказать, что осетины сами придумали все эти инструменты. Они сделаны по примеру родственных инструментов. Например, балалайка — вдохновитель дала-фандыра, по примеру арфы появилась осетинская двенадцатиструнная арфа. Поэтому нам нужны музыканты, играющие на балалайке, на арфе, на скрипке. Профессиональный скрипач легко сыграет на хъисын-фандыре, если он осетин. Но у нас нет такого специалиста на уровне училища, потому что тут может работать только человек, окончивший консерваторию, с высшим музыкальным образованием. Нет ни одного духовика", — рассказывает он.

Выпускники училища получают диплом, по которому имеют право преподавать в музыкальных училищах, аккомпанировать в танцевальных ансамблях и играть в музыкальных коллективах. Заведующая отделением отмечает, что на сегодняшний день все народники востребованы.

"Это очень сложно. Чтобы стать профессиональным гармонистом нужно минимум 10 лет. Для этого необходимо забыть обо всем и постоянно работать над собой. Ну и талант важен, безусловно. Может быть такое, что учится сто человек, из которых только один становится профессиональным музыкантом. Все зависит от таланта и трудолюбия", — говорит она.

Кумаритова также рассказывает, что во время ее учебы, за 30 лет она была единственным студентом-музыкантом из Южной Осетии, который учился в высшем учебном заведении.

"Посмотрите, сколько сейчас студентов уезжают в российские вузы на различные факультеты, и как мало поступает по музыкальному направлению. Поэтому и специалистов нет. Люди хотят жить, чтобы была уверенность в хорошем будущем. А в нашей профессии надо забыть обо всем, это очень сложно, очень. Несмотря на это, сейчас отсюда учиться уехали девочка на домре — русском народном струнном инструменте, и два мальчика — на осетинской гармони и на военного дирижера. Так что можно сказать, что дела идут понемногу и все не так плохо, у нас просто специфика другая, нужно время", — добавляет она.

Без энтузиазма ничего не получится

Должно пройти время, чтобы воспитать профессионалов, нужен фанатизм, повторяют преподаватели училища.

Феликс Алборов: музыка, воплощенная в образе человека

"Если музыкант не имеет высшего образования, то это, скорее, просто хобби. Надо любить это дело и понимать, что кроме тебя это никто не сделает. Бывало, что сюда приезжали талантливые музыканты, но быстро сдавались, не выдерживали — это очень трудно. Если ты не будешь энтузиастом, ничего не получится", — говорят они.

Тина Кумаритова добавляет, что если за 20-30 лет появится хотя бы один настоящий музыкант — одаренный и талантливый — это уже можно считать достижением.

"Такие таланты появляются очень редко. Я говорю именно о профессиональных музыкантах, а не о тех, которые хорошо учатся и оканчивают на отлично, а потом играют на свадьбах. Это должен быть человек с невероятной силой воли и трудолюбием, и, как говорится, поцелованный Богом", — заключает она.

На данный момент работа в Музыкальном училище им. Феликса Алборова идет интенсивно, студенты и преподаватели готовятся к отчетному концерту в апреле.