15:05 16 Января 2021
Прямой эфир
  • EUR89.25
  • USD73.55
Южная Осетия
Получить короткую ссылку
206 0 0

В чем особенность народного календаря религиозных дат, который издается в республике каждый год - читайте в материале Sputnik

Залина Кулумбегова

Новогодние выпуски газет и журналов Южной Осетии по традиции выходят с календарями на новый год. Календари могут быть частью газетного номера, либо издаваться отдельным красочным плакатом. В последнем случае почтальоны доставляют такой календарь, исполненный в цвете, как приложение к газете.

Южная Осетия, как и большинство стран мира, придерживается григорианского календаря, однако в народном календаре осетин отражены и народные религиозные праздники.

"В народном календаре Южной Осетии отражены праздники, которые имеют как дохристианскую основу, так и православную, но воспринимаемые сознанием людей, как традиционные", – говорит Роберт Кулумбегов, один из составителей календарей народных праздников.

Ученый отмечает, что календари первоначально имели практическое значение. Благодаря им горцы определяли начало того или иного сельскохозяйственного цикла. Например, праздник Атынаг – соответствовал началу сенокоса в горах, праздником Ична определялся период перегона скота с альпийских пастбищ на равнину. В праздник Джиуаргуыба, посвященный небесному покровителю Осетии Уастырджи, не только почитали этого небожителя за пиршественным столом, но и происходил перевод скота на стойловое содержание.

"Еще одна часть народных праздников является отражением православных воззрений осетин. Тбау-Уацилла и Елиа посвящены святому Илье, также Пасха, почитание дней Богородицы – Мад Майрам и Майрамкуадзан и др. Есть в календаре праздники, имеющие дохристианскую основу – Реком, Гомарт, Карасет, Рыны-бардуаг, почитание темных сил – Дзинкурта", – отмечает Кулумбегов.

Как рассказывает этнограф, праздник в сознании людей воспринимался как противоположное повседневной жизни. Будни считались периодом, когда человек должен был добывать себе хлеб насущный, а вот праздник понимался как время ухода от мирской суеты и приобщения к сакральным ценностям общества.

Праздник мог длиться всего один день, а мог и целую неделю подряд. В эти дни запрещалась всякая работа, причем желающие завершить неоконченные дела всегда находились. Однако считалось, что работа в праздник может вызвать гнев высших сил, поэтому таких людей подвергали штрафу и осуждению. 

На праздник приглашалась вся округа, было престижно иметь в гостях жителей других ущелий и даже города. На праздничном столе должно было быть изобилие, даже если в остальное время домочадцы питались одним хлебом и сыром. Но праздники были связаны не только с гастрономическими утехами и отдыхом, они всегда сопровождались посещением святилищ и коллективными молитвами.

"Во время праздников люди должны были одевать лучшую одежду. Обязательно светлого цвета. Нужно было быть веселым, приветливым, гостеприимным. Участники праздничного действа мерились силой, устраивались скачки, стрельба в цель на меткость. И, конечно же, массовые народные танцы и песнопения", – рассказывает Кулумбегов.

Праздник заканчивался, и начинались трудовые будни. Но люди не унывали, они знали, что на смену повседневности снова придет очередной праздник, которых в народном календаре всегда много.




Главные темы

Орбита Sputnik