В Осетии отмечают праздник покровителя домашнего очага

© Градус ОсетииОсетинский стол
Осетинский стол - Sputnik Южная Осетия, 1920, 09.01.2024
Подписаться
Осетины традиционно отмечают праздник Бынаты хицауы ахсав в первый вторник после Рождества, в этом году празднование приходится в ночь на 10 января

ЦХИНВАЛ, 7 янв — Sputnik. Зимний цикл осетинской календарной обрядности включает празднование Бынаты хицауы ахсав, который отмечают в ночь со вторника на среду в первую неделю после Рождества, до празднования Нового года по старому стилю. О традициях празднования этого дня, Sputnik рассказал сотрудник НИИ имени З.Н. Ванеева Ирбег Маргиев.

Традиционный новогодний стол в Южной Осетии - Sputnik Южная Осетия, 1920, 13.01.2020
Осетинский Новый год: Артхурон и "хорошая нога"

У каждой нации есть свои ритуальные праздники, которые отмечаются из поколения в поколение. Для осетин Бынаты хицауы ахсав относится к ряду таких праздников. Согласно традиционным поверьям осетин, у каждого жилища и каждой семьи есть свой покровитель домашнего очага — бынаты хицау. Главный смысл праздника в том, чтобы заручиться  благосклонностью бынаты хицау, которая способствует счастью, здоровью и благополучию семьи.

"Считалось, что каждый год необходимо благословлять место, на котором построен дом. Осетинские семьи по мере своей возможности приносили в жертву домовому козленка или домашнюю птицу. Сейчас чаще всего к празднованию режут петуха", — рассказывает Маргиев.

Как и каждый обрядовый праздник, в основе Бынатахсава лежит старая легенда, добавил историк.

"Говорят, один горец во время дальнего пути, решил переночевать под деревом, но боялся хайрагов (чертей) и вознес молитву месту, в котором он остался с просьбой защитить его и принять как гостя. Когда ночью нечистая сила попыталась приманить к себе горца, он услышал, как кто-то сверху прокричал, что он у него в гостях. Вернувшись домой, горец рассказал об этом  случае, и с тех пор, начали праздновать этот день", — рассказал он.

Маргиев отмечает, что это семейный праздник, на который нельзя никого приглашать или самому ходить в гости, а жертвенную пищу, приготовленную в этот вечер, могут употреблять только члены семьи.

"Старшие рассказывают, что во время праздничного застолья вся семья на некоторое время выходила на улицу, чтобы бынаты хицау смог первым взять себе со стола приглянувшуюся пищу", — сказал Маргиев.

После праздника все кости жертвенного животного необходимо было закопать в земле, чтобы собаки не могли до них добраться и молитвы семьи были услышаны, заключил историк.

Лента новостей
0