02:08 09 Декабря 2019
Прямой эфир
  • EUR70.76
  • USD63.72
Авторынок Цхинвала

Автомир Южной Осетии: машины каких стран и брендов предпочитают жители республики

© Sputnik / Наталья Айриян
Южная Осетия
Получить короткую ссылку
47791

В республике сегодня, как никогда, много автомобилей - пробки на дорогах столицы уже обыденное явление. Sputnik попытался выяснить, кто удовлетворяет запросы жителей на авто, какие марки пользуются спросом и сколько в среднем жители республики готовы за них платить

ЦХИНВАЛ, 26 ноя — Sputnik, Фатима Плиева. Количество автомобилей в Южной Осетии с каждым годом растет с геометрической прогрессией. По данным ГАИ, по республике разъезжает более 20 тысяч зарегистрированных машин. Автошкола в год успевает выпустить до 300 водителей, а по столице катаются российские авто и иномарки. Иногда можно встретить и люксовые модели, например "Bentley".

В современной семье одной машины уже не хватает. А в часы пик в городе "размером с ладонь" перед каждым светофором выстраиваются нескончаемые пробки. По данным переписи населения 2015 года, в Южной Осетии живет 53 тысячи человек, то есть, можно сказать, что каждый второй является обладателем собственного авто.

Несмотря на такое количество машин, покупателей меньше не становится. Время от времени в республику завозят иномарки из-за границы.

Авторынок Цхинвала
© Sputnik / Наталья Айриян
Авторынок Цхинвала

Авторынок

Бизнес по продаже машин в Южной Осетии пережил несколько этапов. Еще 10-20 лет назад автомобили покупали у друзей или у знакомых своих знакомых, постепенно это дело переместилось в виртуальный мир. Объявления о продаже с фотографиями машин, стоимостью и небольшим описанием начали выставлять в популярных социальных сетях – "Одноклассники", "Вконтакте", появился "АвитоЦхинвал".

Помимо машин "из Интернета", в последние три года в Цхинвале образовались и авторынки. Продавцы присмотрели для своего бизнеса небольшие участки перед гостиницей "Алан" и торговым центром "Солнечный".

Авторынок Цхинвала
© Sputnik / Наталья Айриян
Авторынок Цхинвала

Присмотреть себе железного коня можно и перед зданием государственного телевидения, на перекрестке улиц Тасоева и Октябрьская и в других местах.

Статистика: какие марки чаще всего покупают в Цхинвале

С первого взгляда кажется, что в столице преобладают иномарки. Однако по официальным подсчетам ГАИ, среди машин с югоосетинской "пропиской" на первом месте российская "Лада".

"По данным ГАИ за 2019 год, в Южной Осетии 20 тысяч автомобилей. Однозначно, самой большой популярностью пользуются советские и российские машины марки "Лада", особенно "Приора" и "Нива", – сказали Sputnik в пресс-службе МВД.

Там отметили, что еще пять лет назад в Южной Осетии было зарегистрировано всего 12 тысяч машин.

Авторынок Цхинвала
© Sputnik / Наталья Айриян
Авторынок Цхинвала

Люксовые авто с югоосетинской "пропиской"

Очень дорогие машины в республике встречаются не часто. Среди тех, что есть в реестре ГАИ – "Mercedes G500", "Мерседес G 550" и "Mercedes AMGG63", стоимость которых доходит до нескольких миллионов рублей.

Местная "прописка" есть у одного автомобиля марки "Bentley". По слухам, он принадлежит главному тренеру России по вольной борьбе Дзамболату Тедееву. Еще одна необычная модель – "Rolls Royce" - припаркована во дворе ресторана "Минас".

ROLLS-ROYCE в Цхинвале
ROLLS-ROYCE в Цхинвале

Крупные перегонщики

Перегонкой машин из-за границы в Южной Осетии занимаются несколько человек. Некоторых из них насторожил интерес корреспондента Sputnik к их бизнесу, другие охотно делились опытом.

Большинство машин в Южную Осетию пригоняют из Японии. Автомобили приобретаются на аукционах, после чего начинается их транзит через территорию России. В среднем, путь авто из Японии занимает от полутора до трех месяцев. Об этом бизнесе Sputnik рассказал предприниматель Сармат Габарати.

"Первый этап – это выбор нужной машины и ее покупка на аукционе. Затем этап перегонки – с аукциона в порт, там автомобили погружают на паром, конечным пунктом является Новороссийск. Оттуда автомобили на большегрузах перевозят в Цхинвал", – говорит он.

Предприниматель рассказал, что за последний год этот бизнес "затих" по двум причинам – из-за проблем с ввозом машин в Россию, и из-за того, что российский авторынок заполнился автомобилями с армянскими госномерами.

"В ближайшее время не планирую пригонять машины. Все кинулись покупать авто с армянскими номерами, потому что на них не надо оформлять ввоз. Такая ситуация продлится до конца года, затем цены на их растаможку поднимутся и выгода потихоньку сойдет на "нет", – говорит Габарати.

Авторынок Цхинвала
© Sputnik / Наталья Айриян
Авторынок Цхинвала

Европа или Япония  

Габарати в основном занимается поставкой автозапчастей. Он объясняет преимущества и недостатки европейских и японских автомобилей.

"К примеру, если для европейских машин запчасти выпускают 40 фирм и ты можешь выбирать, то таких фирм для японских авто может быть всего пять. А так, найти можно любую запчасть. Еще одно преимущество японских машин – они реже нуждаются в ремонте, при этом запчасти на них стоят дороже", – добавил он.

Габарати заметил, что растаможка машины в Южной Осетии обходится от пяти до 15 тысяч рублей, а оформить ее можно в течение часа.

Другой перегонщик, Алик Маргиев, в этом бизнесе всего около года. По его словам, цхинвальские покупатели выбирают авто стоимостью от 200 тысяч рублей.

"Средняя цена – это две сотни. Большинство выбирают модели с маленьким расходом топлива. Пока мои автомобили в дороге, я распространяю их снимки в социальных сетях. К моменту их прибытия, они бывают уже проданы. Пригоняем мы из Японии", – рассказал он.

Авторынок Цхинвала
© Sputnik / Наталья Айриян
Авторынок Цхинвала

Еще одним крупным перегонщиком в Цхинвале считают Алика Дудаева, при его посредничестве за последние четыре года в республику привезли около полутора сотен машин.

"Люди в большинстве покупают автомобили марки "Toyota", очень много приобретают минивэнов – хорошая машина для большой семьи. Из малолитражек популярны "Toyota Passo" и "Honda Fit". По качеству и цене очень выгодны праворульные машины. Скажем, праворульную "Toyota Camry" в среднем состоянии можно купить за 300 тысяч рублей, тогда как аналогичная с левым рулем обойдется тысяч в 600", – говорит он.

Дудаев привез в республику и первый электромобиль.

"Nissan Leaf" 2011 года выпуска, стоит 400 тысяч рублей. Такая же с бензиновым двигателем стоит столько же. Кроме того, мы выявили и недоработки в нашем законодательстве – там ничего не говорится о растаможке электромобиля", – отметил он.

По его словам, после того, как на российско-югоосетинской таможне ввели новые правила ввоза машин, заниматься поставкой иномарок стало невыгодно.

Единственный электромобиль в Цхинвале
Из архива Алика Дудаева
Единственный электромобиль в Цхинвале

Прощай, Грузия!

До 2017 года иномарки ввозились в Южную Осетию через соседнюю республику – Грузию. Граждане Южной Осетии и жители России, у которых есть югоосетинские паспорта, могли подешевле приобретать подержанные авто из Америки.

"Потом на "Верхнем Ларсе" поменялись правила. Стоимость машины возросла на 90-100 тысяч рублей, и привозить машины через эту границу стало невыгодно. Поэтому я перестал этим заниматься", – сказал бывший перегонщик Джимшер Техов.

Водительские права

Автобум последних лет в Южной Осетии "спровоцировала" и работа автошколы. Еще несколько лет назад желающим обучиться вождению приходилось ждать несколько месяцев, чтобы попасть на курсы. Теперь количество учебных групп увеличилось, расширился и автопарк школы, соответственно, убавились и очереди. Но желающих получить водительские права меньше не стало. Машины со специальными знаками "У" ежедневно колесят по городу. В 2014 году автошкола из-под опеки МВД перешла в ведение ЮОГУ.

Автошкола ЮОГУ
© Sputnik / Михаил Хасиев
Автошкола ЮОГУ

Практика самоподготовки, по итогам которой водитель мог получить права, сдав практику и теорию, ушла в прошлое. Теперь водительское удостоверение можно получить только после обучения в автошколе.

По словам директора школы Василия Кулиджанова, в год автошкола выпускает триста водителей. Учеба вместе с экзаменами длится три месяца.

Правила пользованияКомментарии



Главные темы

Орбита Sputnik