Куда в Южной Осетии уходят машины "после смерти": рынок автозапчастей изнутри

© Sputnik / Наталья АйриянРазборка автомобилей в Цхинвале
Разборка автомобилей в Цхинвале - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
Как в республике выручить деньги за поломанную машину и где продают запчасти вдове дешевле, чем в магазине – читайте в репортаже Sputnik

ЦХИНВАЛ, 13 ноя - Sputnik, Ян Габараев. Ржавые горы помятых железных каркасов выглядывают из-за ворот старого цеха, что по соседству с республиканской больницей. Здесь развернулся один из успешных зачатков новой для Южной Осетии модели бизнеса.

© Sputnik / Наталья АйриянРазборка автомобилей в Цхинвале
Куда в Южной Осетии уходят машины после смерти: рынок автозапчастей изнутри - Sputnik Южная Осетия
Разборка автомобилей в Цхинвале

Кладбище для автомобилей – парадоксально эффективный способ предпринимательства, если не всматриваться в его суть. Взгляд изнутри раскрывает примитивный, но стабильно рабочий алгоритм.

Чтобы изучить эту сферу, Sputnik побывал на двух "разборках" в разных концах города.

© Sputnik / Наталья АйриянРазборка автомобилей в Цхинвале
Куда в Южной Осетии уходят машины после смерти: рынок автозапчастей изнутри - Sputnik Южная Осетия
Разборка автомобилей в Цхинвале

Последний путь

Первым делом владелец "кладбища" оценивает новое предложение на предмет целесообразности. Дорогие, редкие, непозволительно "убитые" автомобили с большой долей вероятности будут отсеяны.

Заполненный до последнего квадратного метра цех - наглядный срез авторынка республики. На территории можно увидеть машины разного уровня сохранности и "национальности", но объединяет их одно: это те модели, которые упорно покупает и сдает в утиль рядовой автолюбитель Южной Осетии в течение последних десяти лет.

© Sputnik / Наталья АйриянРазборка автомобилей в Цхинвале
Куда в Южной Осетии уходят машины после смерти: рынок автозапчастей изнутри - Sputnik Южная Осетия
Разборка автомобилей в Цхинвале

Если хозяин согласен с ценой, которую предлагает владелец цеха за его машину, последний берет на себя все остальное. Автомобиль загружается в транспортировщик, доставляется на место.

Далее работники вынимают внутренности автомобиля и разбирают корпус на части. Двери и стекла аккуратно сортируют, а компоненты, которые не отслужили свой срок, собирают кучей под голым каркасом. По итогу – бездушный, но горький натюрморт.

© Sputnik / Наталья АйриянРазборка автомобилей в Цхинвале
Куда в Южной Осетии уходят машины после смерти: рынок автозапчастей изнутри - Sputnik Южная Осетия
Разборка автомобилей в Цхинвале

Отходы и доходы

Отработавшие свое материалы – преимущественно, шины – увозят мусорные машины. На одной из "разборок" часть покрышек сжигают в целях борьбы со змеями.

Между тем, шины – токсичные отходы, которые разлагаются десятки лет. В ряде стран эту проблему решают прогрессивно – отправляют старые покрышки на переработку. Эта технология гораздо выгоднее со всех сторон, чем закапывание и сжигание.

© Sputnik / Наталья АйриянРазборка автомобилей в Цхинвале
Куда в Южной Осетии уходят машины после смерти: рынок автозапчастей изнутри - Sputnik Южная Осетия
Разборка автомобилей в Цхинвале

В Южной Осетии ненужная резина находит последнее пристанище на мусорном полигоне.

Это то, что касается издержек. Запчасти разобранных автомобилей продают за половину рыночной стоимости. Цена может незначительно меняться, в зависимости от того, в каком состоянии деталь и как сторгуются покупатель и продавец.

© Sputnik / Наталья АйриянРазборка автомобилей в Цхинвале
Куда в Южной Осетии уходят машины после смерти: рынок автозапчастей изнутри - Sputnik Южная Осетия
Разборка автомобилей в Цхинвале

Проблемы и подход к работе в обоих местах одинаковый. Различаются они масштабами рабочей территории и опытом деятельности в сфере.

Нежеланный

С тех пор, как вывозить в Россию прессованный металл для владельцев бизнеса стало проблематично из-за новых порядков на российской таможне, условно-стабильный заработок в этой сфере стал оппортунистическим.

© Sputnik / Наталья АйриянРазборка автомобилей в Цхинвале
Куда в Южной Осетии уходят машины после смерти: рынок автозапчастей изнутри - Sputnik Южная Осетия
Разборка автомобилей в Цхинвале

По словам владельцев, выручка за проданный металлолом в лучшие времена была значительной. За последние годы экспортировать его стало невыгодно, расходы на логистику перекрывают выгоду.

Sputnik связался с представителями российской Федеральной таможенной службы. Там отметили, что юридическая сторона вывоза металлолома в Россию не менялась, так же как и размер таможенных пошлин.

© Sputnik / Наталья АйриянРазборка автомобилей в Цхинвале
Куда в Южной Осетии уходят машины после смерти: рынок автозапчастей изнутри - Sputnik Южная Осетия
Разборка автомобилей в Цхинвале
"С нашей стороны никаких ограничений нет", - ответили в югоосетинском таможенном комитете на аналогичный вопрос.

В то же время владельцы, одного из пунктов приема металла в Цхинвале жалуются, что отправлять металл в Россию в последнее время стало гораздо сложнее.

"Начинающим в эту сферу лучше не влезать – это бесполезно", - говорят они.

© Sputnik / Наталья АйриянРазборка автомобилей в Цхинвале
Куда в Южной Осетии уходят машины после смерти: рынок автозапчастей изнутри - Sputnik Южная Осетия
Разборка автомобилей в Цхинвале

Цены на рынке снижаются, а размер пошлин, по их словам, растет, что обесценивает все усилия. Без строгого набора документов, предупреждают хозяева пункта, вывозить металл в Россию попросту невыгодно.

Тем временем в цехах растут горы ржавого бесполезного металла.

Как заработать на рынке, который создал сам

В действительности, на этом рынке немало переменных, которые зависят от многих факторов, в том числе, от времени года. Так, вероятный клиент может оттягивать покупку в конце августа – начале сентября, потому что нужно готовить ребенка к школе. Изъятая деталь может не найти своего покупателя, который, из ясных соображений, доверит машину официальному сервису в России.

© Sputnik / Наталья АйриянРазборка автомобилей в Цхинвале
Куда в Южной Осетии уходят машины после смерти: рынок автозапчастей изнутри - Sputnik Южная Осетия
Разборка автомобилей в Цхинвале

Заработок работников также зависит от спроса и вложенного труда. По словам владельца одной из "точек" Валерия Бекоева, некоторые его работники могут зарабатывать от ста тысяч рублей в удачный сезон.

Бекоев работает в этой области уже двенадцатый год. Признается, что ему повезло работать и зарабатывать на том, что знает лучше всего. У него пять работников – молодые парни, так же, как и он, неравнодушные к механике.

© Sputnik / Наталья АйриянРазборка автомобилей в Цхинвале.
Разборка автомобилей в Цхинвале - Sputnik Южная Осетия
1/5
Разборка автомобилей в Цхинвале.
© Sputnik / Наталья АйриянРазборка автомобилей в Цхинвале.
Разборка автомобилей в Цхинвале - Sputnik Южная Осетия
2/5
Разборка автомобилей в Цхинвале.
© Sputnik / Наталья АйриянРазборка автомобилей в Цхинвале.
Разборка автомобилей в Цхинвале - Sputnik Южная Осетия
3/5
Разборка автомобилей в Цхинвале.
© Sputnik / Наталья АйриянРазборка автомобилей в Цхинвале.
Разборка автомобилей в Цхинвале - Sputnik Южная Осетия
4/5
Разборка автомобилей в Цхинвале.
© Sputnik / Наталья АйриянРазборка автомобилей в Цхинвале.
Разборка автомобилей в Цхинвале - Sputnik Южная Осетия
5/5
Разборка автомобилей в Цхинвале.
1/5
Разборка автомобилей в Цхинвале.
2/5
Разборка автомобилей в Цхинвале.
3/5
Разборка автомобилей в Цхинвале.
4/5
Разборка автомобилей в Цхинвале.
5/5
Разборка автомобилей в Цхинвале.

Он планирует создать на выезде из города первый сервис и магазин автозапчастей. Этот проект – его давняя мечта, но в силу обстоятельств он вынужден уделять все внимание действующему бизнесу.

Лента новостей
0