12:34 21 Августа 2019
Прямой эфир
  • EUR73.98
  • USD66.78
Мадина Валиева

Приняла как вызов: новый директор театра Южной Осетии о своем назначении

© Sputnik / Наталья Айриян
Южная Осетия
Получить короткую ссылку
41330

Перед главным культурным событием зимы – премьеры спектакля "Фатима" – Мадина Валиева рассказала корреспонденту Sputnik Диане Козаевой о поворотах судьбы, театральном сезоне и зрительском дресс-коде.

Мадина Валиева руководит Юго-Осетинским государственным драматическим театром имени К. Хетагурова всего месяц. Она признается, что предложение занять эту должность стало для нее настоящей неожиданностью. Однако она приняла этот вызов и готова выложить весь свой потенциал.

- Еще недавно в вашей жизни случился, можно сказать, переломный момент – после долгих лет дипломатической работы вы вдруг решили уйти с госслужбы. Благодаря такому повороту, в Южной Осетии впервые появилась арт-галерея. Это было неожиданно. Еще неожиданней стало ваше назначение директором театра. Как это все произошло?

- C 18 лет я работала в МИД, отдала этой работе ни много ни мало четверть века. Но в какой-то момент стало ясно, что я не могу раскрыть тот потенциал, который в себе чувствую. Видимо, он был не востребован руководством. И я для себя сделала очень серьезный шаг – просто ушла. Написала заявление по собственному желанию, обосновала его и ушла.

Видимо, каждый человек однажды понимает, что просто так тратить свою жизнь он не согласен. Я поняла, что хочу чего-то другого.

Очень часто спрашивают, была ли идея арт-галереи. Нет, не было. Когда я уходила из МИД, я ушла в никуда. Мы с дочкой даже съездили в Африку, походили по Сахаре, просто, чтобы этот жизненный поворот полностью пережить. Потом я приехала и раз – появилась идея. Просто из ниоткуда. В ходе обычного разговора. Вместе с идеей появилось понимание того, что все возможности для ее реализации у меня есть, и я обозначила себе для этого очень короткий срок.

Оказалось, что я даже в депрессию впасть не могу, как все нормальные люди, поэтому решила сразу взяться за дело. И вот - от возникновения идеи до открытия арт-галереи прошел месяц и одна неделя.

За это время я выложилась полностью. Внутренний протест, желание аккумулировать свою энергию трансформировались в создание галереи.

Открытие первой арт-галереи в Цхинвале
© Sputnik / Наталья Айриян
Открытие первой арт-галереи в Цхинвале

Что касается театра и моей нынешней должности… Театр был в моей жизни всегда. Любовь к нему у меня возникла, когда я впервые увидела на сцене Давида Габараева. Это был, по-моему, даже дошкольный возраст, а у нас с родителями всегда был абонемент. Мы пришли и у меня было ощущение, что я вошла в какой-то храм… Я до сих пор помню эту огромную красивую люстру, росписи. И все. Видимо, тогда я и "заболела".

Я всегда посещала спектакли, старалась не пропускать премьеры, потому что со временем образовывался какой-то своеобразный духовный голод.

Театральное искусство – это все-таки особый вид искусства, когда человеческой энергией заряжаешься непосредственно. И когда сегодня спрашивают, не боится ли театр конкуренции интернета, кино – я уверена, что нет. Это особая связь между артистом и зрителем, диалог.

Во время учебы в Москве у меня была великолепная возможность посетить очень много столичных театров. Мне есть с чем сравнить, и я с уверенностью могу сказать, что у нас очень талантливая труппа, это действительно звезды. И свою задачу я вижу в том, чтобы они наиболее широко и разносторонне проявили свои таланты, создать для этого все условия.

Работать с ними, конечно, будут профессиональные режиссеры, художественный руководитель, а моя задача – чтобы они ни в чем не нуждались.
Могу сказать, что уже есть договоренность приглашать режиссеров извне, потому что это все-таки новый ракурс, новый подход, шанс для артистов, которые не востребованы одними режиссерами, быть востребованными другими. Это колоссальные возможности.

-  Как вы восприняли предложение занять должность директора театра?

- Предложение занять эту должность для меня было такой же неожиданностью, как и для подавляющего большинства нашей публики. Я тоже удивилась, если честно. Да, я всегда любила театр, но я любила его со зрительного зала, а не в роли управленца.

- Долго обдумывали?

- Да, долго. Это предложение поступило спустя примерно три месяца с создания моей арт-галереи. Я во все это вписалась, меня абсолютно все устраивало. Никаких сожалений об уходе с государственной службы у меня не было и нет. Это надо было сделать даже раньше.

- Что повлияло на принятие решения?

- Говорят, лучше сделать и пожалеть, чем жалеть о том, что не сделал. Я бы, наверное, себе не простила того, что у меня была возможность что-то сделать для нашего театра, попытаться сделать его таким, каким я хочу его видеть, и я струсила. Но я не струсила. Я приняла это предложение, скорее, как вызов. Надеюсь, что смогу справиться с задачами, которых действительно очень много. Но невыполнимых я там не вижу.

- Как коллектив принял ваш приход?

- Это вы спросите у них (смеется). Не буду давать оценок. Недавно на одном из совещаний прозвучала фраза: мы очень верим в вас. Мне, конечно, было приятно. Но это еще дополнительная ответственность. То есть, ответственность, возложенная на меня руководством республики и самим коллективом театра, который правда хочет адаптироваться к новым условиям в большом огромном дворце – это большой груз, но я думаю, можно справиться.

В любом случае, если у меня не будет получаться, и если я ушла, спустя 25 лет из МИД, наверное, я найду в себе силы уйти из театра тоже. По крайне мере, я буду знать, что сделала все, что могла.

- Творческие люди – всегда очень сложные личности. Уверена, что исключением не являются и артисты нашего театра. Есть ли какие-нибудь сложности в плане взаимоотношений, какова атмосфера в театре?

- На самом деле, сейчас всем не до конфликтов. У всего нашего народа есть особенная черта – способность сконцентрироваться, собраться в нужный момент и выдать лучший результат. Сейчас весь театр стоит на ушах, чтобы премьера "Фатимы" прошла на ура. У нас будут очень высокие гости. Мы ощущаем ответственность даже не столько перед гостями, а сколько перед всем нашим народом, заждавшимся премьер.

- А как складываются отношения между артистами старшего поколения и молодым составом театра. Нет ли между ними конкуренции?

- Вы знаете, нет. Там прекрасно уживаются три, а то и четыре поколения артистов. Сейчас главную роль в "Фатиме" в первом составе играет Инга Маргиева - из молодого состава. Прекрасно справляется со своей ролью, и вы это увидите.

Во втором составе в образе "Фатимы" на сцену выйдет Альбина Хугаева, это уже другое поколение, она - артистка с именем. Никакой конкуренции. Я же говорю, когда речь идет о том, чтобы выдать результат, ничего не мешает слаженной работе.

- Было очень много разговоров о качестве строительства, совсем недавно в социальных сетях активно обсуждали и несчастный случай с падением пожилой женщины на лестницах театра. Как решаются эти проблемы и что сейчас можно сказать о качестве проделанных работ, когда, театр, можно сказать, заработал полноценно, и актеры уже опробовали новую сцену?

- Вы знаете, мы сразу обозначили свою позицию в таких вопросах. И даже если это будут публикации в соцсетях, руководство театра не будет отмалчиваться, мы всегда будем открыты к диалогу.

Что касается качества, этими вопросами занимаются соответствующие службы – контрольно-счетная палата, управление капитального строительства, они дадут свое заключение.

В силу отсутствия подобного опыта, мне сложно сказать сегодня, что именно в театре не так. У нас есть два года на выявление и устранение всех недоделок. Подрядчик не снимает с себя ответственности.

А наша задача состоит в том, чтобы это великолепное, технологически сложное и очень красивое здание сумели грамотно эксплуатировать, сохранить и дарить радость народу.

-  Что ожидает зрителя в новом театральном сезоне?

- Мы запланировали короткий, но очень насыщенный сезон. Будут премьеры и старые спектакли. Есть постановки, которые мы перенесли из здания Совпрофа, но они нуждаются в корректировках, в плане декораций. На большой сцене нового театра старые декорации просто теряются. И все это надо делать заново, а это, прежде всего, деньги. Но думаю, если грамотно все распределить, мы сможем восстановить весь репертуар и представить его зрителю.

Что касается премьер, если все пойдет по плану, то их будет минимум три. До конца этого сезона.

Государственный драматический театр им. Коста Хетагурова: открытие
© Sputnik / Наталья Айриян
Государственный драматический театр им. Коста Хетагурова: открытие

- Вопрос, думаю, не менее важный, чем театральный сезон, - новые спектакли и качество. Не секрет, что большинство зрителей при походе в театр не слишком задумываются о своем гардеробе, еще недавно можно было увидеть дам в джинсах и представителей сильного пола в спортивных костюмах. Будет ли введен дресс-код?

- Конечно, у нас будет объявление по телевидению, в том числе с просьбой к посетителям театра – соблюдать дресс-код. Нам должно быть радостно, что, наконец, есть место, куда можно надеть свои лучшие наряды. Все к этому располагает – у нас тепло, прекрасная гардеробная, есть все условия, чтобы вы пришли и культурно провели время, получили позитивный заряд. И все, что мы просим – быть красиво одетыми.

Могу с уверенностью сказать, что администраторы и контролеры не будут пропускать зрителей в спортивной одежде. Мы понимаем, у нас выросло не одно поколение, которое никогда не посещало театр. Но мы постараемся снова приучить народ к культуре. 

Правила пользованияКомментарии



Главные темы

Орбита Sputnik