На недавнем приеме у президента Южной Осетии к главе государства обратилась глава ГУП "Югосмедпрепараты" Фатима Джиоева. Она рассказала Анатолию Бибилову о финансовых проблемах, с которыми столкнулось предприятие, которое не в состоянии выплатить долги по кредитам, обеспечить товаром подведомственные аптеки и выплачивать зарплаты своим сотрудникам.
Sputnik попытался выяснить, в чем суть проблемы, как руководство ГУП видит ее решение, и чем предприятию может помочь государство.
Диана Козаева
ГУП "Югосмедпрепараты" было создано в 2013 году, преобразовавшись из Главного аптечного управления министерства здравоохранения. После такой реорганизации у предприятия забрали одно из двух направлений деятельности — закупку медикаментов, которые затем распределялись по лечебным учреждениям (с надбавкой в 25%) и льготным категориям граждан. Это позволяло сотрудникам ведомства бесперебойно обеспечивать медучреждения необходимыми лекарствами и выплачивать своим сотрудникам зарплату. Закупку медикаментов на себя взял Минздрав, оставив за ГУП лишь работу по их распределению. Но теперь вместо 25% дохода, ГУП располагает лишь тремя процентами от стоимости препаратов.
По словам директора "Югосмедпрепараты" Фатимы Джиоевой, этих средств не хватает на выплату зарплаты 17 сотрудникам, (в среднем 9-10 тысяч рублей), которые обслуживают поставки медикаментов, поступающих из Минздрава, на выплату налогов и пенсионных отчислений.
"Всего у нас 27 штатов, но остальным десяти работникам мы не имеем права платить с этих 3%. У нас четыре хозрасчетные аптеки, в которых работают эти люди и где у нас также реальные финансовые проблемы. Мы не можем завезти товар, соответственно нет никакой реализации, как следствие и дохода", — сказала Джиоева.
Бизнес-план не помог
В прошлом году она обратилась за помощью к тогдашнему президенту Леониду Тибилову, который распорядился разобраться в ситуации. В ходе последовавшего за этим совещания директору ГУП предложили составить бизнес-план и получить под него кредит в Нацбанке Южной Осетии. Это позволило бы выправить финансовое положение предприятия и создать условия для дальнейшей работы.
Через неделю бизнес-план был готов и разослан всем заинтересованным сторонам. В ожидании выдачи кредита прошло еще какое-то время. Но чтобы Нацбанк выдал средства, минздрав должен был выступить гарантом, однако руководство ведомства на это не согласилось, посчитав, что это неоправданные риски.
"На мои письма я не получила ни одного ответа, даже отрицательного. Нам посоветовали искать внутренние резервы. А наш единственный резерв — это сокращение, но этот вариант не прошел, потому что коллектив не хотел терять деньги. Снижение процента надбавки в госаптеках тоже ничего не дало, люди настороженно отнеслись к тому, что лекарства там были значительно дешевле, чем в частных. Всем казалось, что раз дешево, значит, лекарства или просрочены или подделки", — рассказала Джиоева.
Вынужденные кредиты
Чтобы как-то решить проблемы, предприятие в прошлом году было вынуждено взять кредиты у частных лиц под 10% в месяц, часть процентов ГУП смог выплатить к концу 2016 года. Средства пошли на закупку медикаментов для аптек, оплату счетов поставщиков, зарплату сотрудникам и ремонт помещений, в которых не было никаких условий для работы и хранения лекарств. Полностью погасить кредиты ГУП надеялся с помощью беспроцентного кредита в Нацбанке, получить который так и не получилось.
После смены руководства Минздрава, Джиоева обратилась к новому министру Георгию Тотчиеву, которому подробно описала все проблемы ГУП "Югосмедпрепараты". К тому времени, сотрудники уже несколько месяцев не получали зарплату, поэтому решили пойти на прием к министру, который пообещал помочь.
"Последний раз зарплату мы получили за август. Когда сотрудницы решили пойти к министру, я послала очередное письмо, которое он при них просмотрел и отложил в сторону. На этом я закончила свою писанину, поняв, что это бесполезно", — сказала Джиоева.
Выходом из ситуации она, по-прежнему, считает возможность получить кредит, который позволит избавиться от "разорительных процентов", но и нынешний министр не согласен выступить гарантом.
"На приеме у президента Тотчиев озвучил идею объединить все аптеки в ГУП "Югосмедпрепараты" и спросил, почему предприятие до сих пор этим не занималось. Но как частники, у которых есть стабильный доход, могут согласиться с этим. Причем собирается он это сделать, по его же словам, на деньги предпринимателей. Министр озвучил это на всех уровнях. То есть мы превратимся в оптовую базу. Нам это, конечно, на руку, но когда это будет", — задается вопросом Джиоева, добавив, что за это время "проценты с кредитов продолжают капать".
Сейчас в ГУП проходит проверка Контрольно-счетной палаты.
"Это априори неподъемные кредиты" — президент
На приеме у президента директор ГУП подробно описала ситуацию. Джиоева отметила, что подведомственные аптеки также не могут приносить прибыль, поскольку они всегда были убыточными.
"Как вы, будучи государственным предприятием, взяли такие кредиты. Априори понятно, что они неподъемные не только для средних организаций, но и для богатых. Вы не вытяните этот кредит, это нереально, и вы знали об этом. Вы могли просто взять предприятие и подарить этому кредитору 120% годовых — это подведение предприятия под монастырь", — сказал Анатолий Бибилов.
Президент подчеркнул, что ни одна аптека в Южной Осетии не является убыточной, "почему ваши такие?"
"Если они убыточные за счет этих 10 человек, которые там работают, тогда надо их оттуда выводить", — отметил президент.
ГУП нуждается в смене руководителя
Присутствовавший на приеме глава Минздрава Георгий Тотчиев прямо высказал свою точку зрения, отметив, что в данной ситуации ГУП "по сути банкрот, на нем лежит три миллиона кредита, которые автоматически перетекают в Минздрав, который является профильным ведомством, которому правительство доверяет контроль над ГУП".
По его словам, помимо проверки Счетной палаты, Минздрав предпринял еще ряд мер по решению этого вопроса.
"Мы направили исковые заявления в суд о прекращении действия кредитных договоров, юридический отдел Минздрава считает их несостоятельными. Устав ГУП не предполагает заключение договоров с частными кредиторами. Поэтому мы посчитали нужным подать иски в суд, чтобы не нести по кредитам дополнительных обязательств. Я надеюсь, суд примет решение в нашу пользу, и мы избавимся от бремени дополнительных процентов", — сказал министр.
Кроме того, Тотчиев считает, что для того, чтобы реанимировать ГУП, необходимо сменить руководителя предприятия.
"Потому что руководитель вы никакой, вы прекрасный фармацевт. Поэтому вам будет предложено освободить занимаемую должность. Я уверен, мы найдем вам возможность трудоустроиться по своей основной специальности", — сказал министр, обращаясь к Джиоевой.
План по выведению из кризиса
Тотчиев предложил свой выход из положения, отметив, что ГУП необходимо сохранить, превратив предприятие в самостоятельное и прибыльное предприятие.
"Одному из поставщиков, которые закупают лекарственные препараты для бюджетных организаций, будет предложен вариант консолидированной закупки с отсрочкой платежа до 60 дней. Вопрос будет зависеть от ГУП, который должен предоставить перечень товаров, который будет быстро реализовываться. После реализации деньги возвращаются поставщику, но появляются оборотные средства, с помощью которых ГУП потихонечку сможет выйти из кризиса", — сказал министр.
По его словам, это единственная возможность, которая позволит рассчитаться с долгами, "я надеюсь, что большую часть долгов суд спишет, но что-то наверняка останется".
Помимо этого Тотчиев отметил, что в целях упорядочения работы всей аптечной сети, Минздрав намерен ввести жесткую систему контроля за продажами лекарственных препаратов в частных аптеках. Он подчеркнул, что это шаг, которого "давно ждало население и о котором неоднократно говорило руководство".
"Ввиду слабой работы ГУП, мы не могли обеспечить население всем перечнем препаратов и поэтому пока сквозь пальцы смотрели на то, что реализуют частные аптеки. Кроме того, мы должны дать населению возможность покупать препараты не по завышенным ценам в аптеках, которые входят в ГУП, и не в рамках укороченного рабочего дня, а в рамках удлиненного, хотя бы до 19.00. То, что на сегодняшний день не действует. Так мы будет увеличивать оборот лекарственных препаратов. Почему этот способ не был использован до сих пор, я не знаю", — сказал Тотчиев.
Министр подчеркнул, что позиция ведомства в этом вопросе принципиальная — "ГУП нам нужен, прежде всего как тот ресурс, который, после того как наладится работа, позволит работать с закупками лекарственных препаратов и легальным зарабатыванием денег".
"Минздрав с удовольствием передаст ГУП все вопросы, связанные с закупкой препаратов, после того как станет ясно, что это состоятельное и абсолютно независимое с точки зрения маркетинговой политики учреждение", — добавил Тотчиев.
Минздрав, как кризисный менеджер
Анатолий Бибилов с доводами министра согласился и отметил, что руководитель ГУП, после проверки финансово-хозяйственной деятельности, будет освобожден от занимаемой должности.
"На вашем месте я бы давно ушел", — сказал Бибилов, обращаясь к директору ГУП.
По его словам, теперь государство должно взять на себя нагрузку, провести работу над ошибками и выстраивать дорожную карту выхода из кризиса.
"И в этом нынешнее руководство ГУП не должно играть никакой роли. Минздрав должен выступить в качестве кризисного менеджера. Ведомство будет разруливать все вопросы, вытягивать ГУП из долгов и налаживать работу. Мы выправим ситуацию", — добавил президент.