© Из личного архива Бориса ДзебоеваАвтор докторской диссертации о прогнозировании землетрясений Борис Дзебоев
Автор докторской диссертации о прогнозировании землетрясений Борис Дзебоев - Sputnik Южная Осетия, 1920, 01.06.2021
Дзебоев, защитивший докторскую диссертацию в 36 лет, рассказал в интервью Sputnik о своей научной работе, актуальности математической геофизики, а также поделился мнением, насколько сильна североосетинская школа математики и что нужно, чтобы сделать ее еще лучше

Выходец из Северной Осетии Борис Дзебоев в 36 лет защитил докторскую диссертацию в Институте физики земли имени Отто Шмидта Российской академии наук (РАН) на тему определения мест возможного возникновения будущих сильных землетрясений. По словам ученого, результаты научной работы достаточно долгое время могут быть не видны, "но потом в одночасье ты делаешь новое открытие".

О пути к докторской диссертации, длиной в четырнадцать лет, об актуальности направления математической геофизики, математической школе Северной Осетии и работе в РАН молодой ученый Борис Дзебоев рассказал в интервью корреспонденту Sputnik Анне Кабисовой.

– Борис, какой теме посвящена ваша диссертация?

- Она посвящена системному развитию актуального направления математической геофизики – определение мест возможного возникновения будущих сильных землетрясений.

– В чем актуальность этой работы на сегодняшний день?

- Сильные землетрясения приводят к существенным социальным и экономическим потерям. Проблема прогноза землетрясений предполагает достоверное определение трех основных характеристик: сила, место и время события. Надежное определение времени будущего землетрясения все еще является крайне сложной задачей. По этой причине особую важность приобретает получение знаний о районах, где сильные землетрясения, вообще говоря, могут происходить. Это является основой для последующего построения карт сейсмической опасности и сейсмического риска.

Молодой осетинский ученый Борис Дзебоев: научная работа – это творческий процесс - Sputnik Южная Осетия, 1920, 01.06.2021
Автор докторской диссертации о прогнозировании землетрясений Борис Дзебоев

– Вы шли к защите 14 лет. Почему такой долгий путь, какие важные этапы в написании диссертации за этот период вы бы отметили?

– Нельзя говорить о коротком или долгом пути к докторской диссертации. В каждой отрасли науки такой путь занимает разные периоды времени. Например, у геологов – это десятилетия. У историков, как правило, – значительно меньше. В математике докторские диссертации защищаются исследователями в совершенно разном возрасте.

Мои 14 лет – это период работы в структуре Российской академии наук. К самой защите докторской диссертации я шел значительно меньше. От защиты кандидатской до защиты докторской диссертации прошло шесть с половиной лет. На саму же подготовку диссертации я потратил не более трех – трех с половиной лет. Важную роль здесь сыграл тот факт, что уже почти десять лет я работаю в Москве в команде крупных ученых, которые всю свою научную жизнь посвятили созданию и развитию научного направления, связанного с применением методов и алгоритмов распознавания образов в задачах геофизики.

Каждодневная работа в таком коллективе не давала мне шансов затянуть подготовку как кандидатской, так и докторской диссертации. Мои диссертации – это, в первую очередь, заслуга научных школ, частью которых мне посчастливилось быть.

Мне трудно выделить самый важный этап в написании диссертации. Все они были по-своему сложными и важными.

Автор докторской диссертации о прогнозировании землетрясений Борис Дзебоев

– Чем отличается жизнь ученого от жизни среднестатистического человека?

– В отличие от многих сфер деятельности человека, рабочий день научного сотрудника совершенно не нормирован. Довольно часто он заканчивается глубокой ночью, а трудовая неделя продлевается на выходные. По причине совмещения научной и административной должностей наиболее продуктивным временем работы над диссертацией у меня были ночи, выходные и отпуска.

Научная работа – это творческий процесс. Нельзя заранее знать, сколько времени займет эксперимент, расчеты, интерпретация результатов, написание текста статьи и другие составляющие научного исследования. Результаты научной работы достаточно долгое время могут быть не видны. Но потом в одночасье ты делаешь новое открытие.

– Вы учились во владикавказской школе и на факультете математики в СОГУ. Расскажите, насколько у нас сильна школа математики и что необходимо, чтобы сделать ее еще лучше.

– Осетинская математическая школа является достаточно сильной и уважаемой. На протяжении уже многих лет ее возглавляет известный ученый, доктор физико-математических наук Анатолий Георгиевич Кусраев. Под его руководством или при его непосредственном участии подготовлен целый ряд кандидатских и докторских диссертаций. Сотрудники Южного математического института, входящего в структуру Владикавказского научного центра РАН, регулярно публикуют результаты своих исследований в ведущих международных научных журналах.

В мою бытность студентом, математический факультет СОГУ обладал высококлассным профессорско-преподавательским составом. В последнее время повсеместно появляется тенденция переноса фокуса образовательного процесса с математики на компьютерные науки. Стало модным считать, что умение программировать - есть ключ к профессиональному успеху. В силу того, что я давно не был на родном факультете, я не могу оценить, как эта тенденция его коснулась. Но я убежден, что во главе должна стоять математика. Она способствует развитию аналитического мышления. В качестве примера. Ряд моих однокурсников, работая аналитиками и руководителями отделов в таких крупных компаниях как 1С и РЖД, добились значительных профессиональных успехов исключительно благодаря знаниям математики.

В настоящее время факультет математики и компьютерных наук СОГУ возглавляет доктор физико-математических наук Руслан Черменович Кулаев, который является высококлассным специалистом в своей области. В его лице я желаю факультету дальнейшего развития и талантливых студентов.

Автор докторской диссертации о прогнозировании землетрясений Борис Дзебоев

– Что повлияло на ваш жизненный путь, почему решили стать ученым?

– В жизни ничего не происходит просто так. Ценности, мировоззрение, интересы формируются, в том числе, благодаря окружающим тебя людям. Нет чего-то одного, что определило бы мое желание заниматься наукой. Такое решение формировалось последовательно.

Любовь к точным наукам мне привила моя семья. Увлечение математикой развилось благодаря школьным учителям. Поступить на математический факультет СОГУ я захотел, будучи под впечатлением от разговоров о науке с другом нашей семьи, доктором физико-математических наук, профессором, заведующим кафедрой физики конденсированного состояния СОГУ Тамерланом Таймуразовичем Магкоевым. Спустя годы его научный пример и подтолкнул меня заняться наукой всерьез.

Мое знакомство на факультете с кандидатом физико-математических наук Жанной Дмитриевной Тотиевой-Туаевой в последующем привело меня на специализацию "Математические методы в геофизике". По ее инициативе я пошел на преддипломную практику, а потом и на полноценную работу в Геофизический институт Владикавказского научного центра РАН. Там я стал частью научной школы доктора физико-математических наук, профессора, известного геофизика Владислава Борисовича Заалишвили.

Автор докторской диссертации о прогнозировании землетрясений Борис Дзебоев

По договоренности Владислава Борисовича с Геофизическим центром Российской академии наук и при финансовой поддержке Российского научного фонда фундаментальных исследований в 2012 году я уехал в Москву на шестимесячную стажировку. По окончание стажировки, по согласованию с Заалишвили, я остался работать в Москве, но не прекращаю сотрудничество с Геофизическим центром ВНЦ РАН.

В Геофизическом центре мне посчастливилось попасть в научную школу академика РАН, доктора физико-математических наук, профессора Алексея Джерменовича Гвишиани, который был как научным руководителем моей кандидатской диссертации, так и научным консультантом докторской.

– Какие дальнейшие планы после защиты?

– Мои планы были определены еще до защиты. На сегодняшний день я являюсь руководителем или исполнителем ряда научных проектов в рамках государственного задания, грантов Российского научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований. Над реализацией этих проектов я сконцентрируюсь в ближайшие три года.