От Ведьмака до Таноса: как школьник из Владикавказа сделал программирование интереснее

CC0 / / Парень с ноутбуком
Парень с ноутбуком - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
Школьник из Владикавказа стал соавтором успешного курса по программированию на образовательной платформе Stepik

Анри Табуев – выпускник школы во Владикавказе. Анри увлечен математикой и информатикой, а также языком программирования "Python". Уроженец Северной Осетии Тимур Гуев, который преподает математику и информатику в московской Новой школе, привлек Анри Табуева к совместной работе над курсом по программированию "Python для начинающих", на который уже записалось больше четырнадцати тысяч человек.

Корреспондент Sputnik Анна Кабисова поговорила с Анри Табуевым и Тимуром Гуевым о том, как написать увлекательные задачи, насколько быстро устаревают знания в области информатики и чего ждать от дистанционного образования.

© Из личного архива Анри ТабуеваАнри Табуев
От Ведьмака до Таноса: как школьник из Владикавказа сделал программирование интереснее - Sputnik Южная Осетия
Анри Табуев

Анри Табуев, выпускник владикавказской школы, соавтор курса по программированию "Python для начинающих".

– Анри, расскажи, пожалуйста, что самое важное в придумывании задачи? Современный контекст, то есть образы и понятия, знакомые сегодняшнему школьнику – к примеру, "Ведьмак" или "угроза уничтожения вселенной безумным титаном Таносом" или же доступность и понятность формулировок?

– На самом деле, суть таких формулировок в том, чтобы человек смог понять, что именно от него требуется в задаче. Нужно уметь переводить задачи из "человеческого" языка в "алгоритмический". В обычных задачах даются четкие цели, например "напишите программу, которая делит число на два и округляет результат с избытком", но в реальности программисты не всегда сталкиваются с такими точными определениями задачи. Чаще всего заказчик просто рассказывает о том, что он хочет видеть в конечном итоге, и здесь нужно умение отбросить всю мишуру и понять смысл задачи.

– Ты соавтор курса "Python для начинающих". Какие цели ставились перед тобой как перед автором? Правильно ли я понимаю, что очень важно, что ты юный и говоришь на языке своего поколения, и поэтому придумываешь оригинальные задачи?

– Моей целью было разнообразить этот курс интересными задачами, потому что если и добавлять задачам какой-либо прикладной смысл, то он должен быть интересным, тем более, что этот курс проходит молодое поколение. Например, классическая задача на "жадный" алгоритм может стать более интересной, если человек видит в ней любимого персонажа, тогда у него появится дополнительная мотивация ее решить. Изначально я был не уверен, понравятся ли людям мои задачи, но когда курс стал популярным и я увидел много положительных комментариев, то это мотивировало меня продолжить делать такие задачи. Этим летом мы начнем делать новый курс по языку Python, и я обязательно добавлю в него задачи такого типа.

© Из личного архива Анри ТабуеваАнри Табуев
От Ведьмака до Таноса: как школьник из Владикавказа сделал программирование интереснее - Sputnik Южная Осетия
Анри Табуев

– Как ты думаешь, в чем заключается успех вашего курса? Чем он привлекает учеников?

– Прежде всего, людей привлекает желание стать программистом, ведь сейчас это одна из самых актуальных отраслей, людьми движет цель создать какой-то свой проект, а чтобы достичь цели, нужно начинать с основ. А для начала лучше всего выбрать язык Python.

– На образовательной платформе о тебе сказано, что ты обожаешь "Python". Чем тебе близок именно этот язык программирования?

– Этот язык мне нравится тем, что он лаконичен, в нем почти нет каких-то странных особенностей синтаксиса, благодаря чему этот язык прост для изучения и понимания. В данный момент он довольно востребованный, но даже не это главное, потому что зная один язык программирования, другой будет учить уже намного проще. Поэтому, если человек еще не определился, какой именно язык он хочет изучать, то лучше всего начать с языка Python.

© Из личного архива Тимура ГуеваТимур Гуев с учениками
От Ведьмака до Таноса: как школьник из Владикавказа сделал программирование интереснее - Sputnik Южная Осетия
Тимур Гуев с учениками

– Расскажи о своем опыте сотрудничества и ученичества у Тимура Гуева.

– У Тимура Гуева я учусь уже второй год: я готовлюсь у него к ЕГЭ по математике, и хочу сказать, что он очень хороший учитель, – объясняет все доступным образом. Изначально он пригласил меня на этот курс как тестировщика, и я увидел в начале курса задачу по сериалу "Остаться в живых". Мне понравилась идея задачи, и я решил предложить что-то похожее, после чего Тимур дал мне доступ к редактированию курса. На самом деле, из-за подготовки к ЕГЭ, я не успевал сделать много задач для этого курса. Я хочу еще рассказать про другого соавтора курса – Рустама Чаниева. С ним я также учился у Тимура. Рустам закончил школу в прошлом году и разработал много задач для этого курса, активно отвечал учащимся на их вопросы по задачам, а также добавлял тесты к задачам в курсе.

– Анри, насколько быстро все меняется в информатике – быстро ли устаревают знания и что нужно для того, чтобы быть всегда "актуальным" в этой области.

Программист из Северной Осетии стал стипендиатом VK Fellowship - Sputnik Южная Осетия
Радио
Курсы программистов для начинающих: стипендиат из Осетии о гранте VK Fellowship

– Новые отрасли в информатике действительно появляются, однако это не значит, что старые моментально устаревают, многие из них будут актуальны еще очень долгое время. Даже если какая-либо отрасль устаревает, я не думаю, что у человека, умеющего программировать, будут серьезные проблемы с переходом в новую сферу деятельности.

– Расскажи о том, как ты сам лично увлекся математикой и информатикой, какую роль в этом сыграл твой отец и "успевают" ли сегодня Школа за постоянным прогрессом в этих областях?

– Изначально я вообще не любил математику и информатику, однако мой отец смог меня заинтересовать олимпиадными задачами по математике. В шестом классе я отправился в ЛШТН (Летняя школа точных наук), там я познакомился со многими людьми моего возраста, которые также увлекались олимпиадной математикой. С некоторыми из них я продолжаю общение до сих пор. Там я научился не просто решать задачи, но еще и получать удовольствие от их решения. В школе мы учили более элементарные вещи, поэтому я учился еще дополнительно – сначала в онлайн-школе "Фоксфорд", а сейчас в "BEEGEEK".

– Какие у тебя планы на будущее? Где планируешь учиться после школы?

– Примерно через три недели я буду сдавать ЕГЭ и у меня есть на примете несколько вузов, но точно я пока не знаю, в какой ВУЗ именно я хочу поступить. Конечно же, учебное заведение будет связано с отраслью программирования, но все будет зависеть от результатов экзаменов.

Тимур Гуев, учитель математики и информатики в московской Новой школе. Автор курсов по программированию и математике

– Тимур, расскажите, как к Вам пришла идея привлечь Анри к работе над курсом?

– С Анри я знаком давно, так как мы хорошие товарищи с его отцом Сосланом (Сослан Табуев – известный в Осетии программист и математик – ред.). Сослан, как и я, математик и программист. Начиная с прошлого года Анри начал готовиться с нами к ЕГЭ по математике и информатике, и мы познакомились еще лучше. У Анри отличное чувство юмора, хорошие предрасположенности к математике и информатике (весь в отца) и еще Анри очень креативный. Я подумал, что работа над таким курсом станет для него возможностью развернуться в полной мере.

© Из личного архива Тимура ГуеваТимур Гуев
От Ведьмака до Таноса: как школьник из Владикавказа сделал программирование интереснее - Sputnik Южная Осетия
Тимур Гуев

– Правильно ли я понимаю, что не последнюю роль играет возраст Анри – в том смысле, что он хорошо чувствует контексты, в которых живут и думают современные школьники (к примеру, некие знакомые образы и ситуации из компьютерных игр)?

– Безусловно, возраст играет важную роль, однако нужно понимать, что не все школьники в возрасте Анри хорошо чувствуют современный контекст. Возраст нужно подкреплять дополнительными знаниями, а Анри хорошо знает современные игры, сериалы, фильмы и так далее. Не каждый хороший школьник этим интересуется. К примеру, я во время учебы в школе был помешан только на математике и вряд ли хорошо разбирался в современном контексте (улыбается – ред.).

– Каковы критерии потенциального успеха курса - доступность, оригинальность? Что еще?

– Мы исходили из идеи создать курс для начинающих, который независимо от возраста, смогут освоить студенты. Ведь чем взрослее студент, тем тяжелее ему осваивать что-то новое, а тем более программирование. Мы считаем, что доступность материала должна быть на высоте. Курс должен быть целостным: то есть все должно складываться в один пазл. Каждая новая тема должна плавно вытекать из предыдущей, чтобы не было ощущения беспомощности перед решением задач. Курс должен быть самодостаточным, то есть не должно быть так, что студент должен был идти на другие ресурсы и там искать информацию, нужную для решения задачи. Это всегда демотивирует и очень сильно.

Станция юных техников - Sputnik Южная Осетия
Маленькие Кулибины: как в Цхинвале делают роботов и доводят до ума идеи да Винчи

Ну и конечно, курс должен быть оригинальным, должны быть интересные задачи, формулировки, какие-то факты. Эту оригинальность во многом нам и привнес Анри. Посмотрите наш урок по сортировке и вы поймете, что такое оригинальность.

– Вы родились и учились в Осетии, а дальше развивались в Москве. Как на Ваш взгляд, обстоят сегодня дела с математикой и информатикой в нашей республике?

– По моему скромному мнению, дела с математикой и информатикой (и с другими предметами тоже) в нашей республике, как и во многих других республиках, очень скромные.

Для изменения ситуации нужны учителя, любящие свой предмет всем сердцем. Учителя, которые готовы развиваться каждый день, учителя которые готовы признавать свои слабые места и работать над ними. К примеру, я, чтобы научиться решать сложные задачи из второй части ЕГЭ по математике, занимался с сильными учениками и мне приходилось готовиться к занятиям часами, а то и днями. Это было непросто, но я прошел этот этап.

Хочу сказать, что работа в современной школе – это очень сложная работа. Будущие учителя должны подходить с ответственностью к выбору профессии. Учитель, равно как и врач, может как спасти жизнь человека, так и загубить ее. Давайте спасать учеников! Мне кажется, что дети не учатся у тех, кто им не нравится. Годы твоей работы покажутся тебе бесконечностью и невероятной тяжестью, если ты не будешь любить свой предмет и профессию в целом.

© Из личного архива Тимура ГуеваТимур Гуев с учениками в Москве
От Ведьмака до Таноса: как школьник из Владикавказа сделал программирование интереснее - Sputnik Южная Осетия
Тимур Гуев с учениками в Москве

А вообще у нас очень талантливая молодежь, я в этом убежден.

– В связи с пандемией было много негатива по отношению к дистанционному обучению. Как Вы считаете, повлияют (или уже повлияли) ли прошедшие события на то, что такой формат обучения станет более актуальным и его внедрят скорее. Готова ли наша республика и в целом страна к дистанционному обучению технически? Это и наличие техники и интернета в семьях и наличие онлайн курсов, охватывающих все области знаний.

– Мне не кажется, что онлайн формат заменит стандартное оффлайн обучение. Онлайн формат – это отлично, но у него нет цели заменить стандартное образование. Онлайн формат просто открывает больше возможностей для тех учеников, которые хотят получать больше знаний, а для тех учеников, кто занимается этим из-под палки, онлайн формат конечно же не подходит.

© Из личного архива Тимура ГуеваТимур Гуев с учениками
От Ведьмака до Таноса: как школьник из Владикавказа сделал программирование интереснее - Sputnik Южная Осетия
Тимур Гуев с учениками

Переход на онлайн формат требует большой работы со стороны учителя. Нельзя просто так взять и провести обычный старый урок в онлайне, – так не получится. Нужно осваивать новые технологии (онлайн доски, программы видеосвязи, специализированные программы и т.д.). Для тех учителей, кто не боится развиваться и готов к чему-то новому, онлайн формат проблем не принесет, а лишь откроет новые возможности.

– Мир очень быстро меняется, техника все больше заменяет людей - у Вас есть свой личный образ ближайшего будущего? Каким оно будет? Все больше виртуализированным или человек устанет от этого и, наоборот, будет возвращаться к реальности вне онлайна.

– Мне кажется, что образование должно стать смешанным, то есть содержать как оффлайн, так и онлайн. Такой подход должен работать хорошо.

Лента новостей
0