Эко-движение SANSARA – проект Северо-Осетинского госуниверситета имени Хетагурова, инициатором и идейным вдохновителем которого является сотрудница отдела внешних связей университета Лара Дзаболова.
Меньше чем за год команде эко-движения удалось реализовать ряд успешных проектов, в числе которых внедрение программы раздельного сбора отходов на территории вуза и чтение лекций на экологическую тематику в школах Владикавказа.
Команда эко-движения SANSARA вошла в топ-10 Всероссийского экологического квеста "Разделяй с нами", посвященному системному внедрению раздельного сбора отходов в вузах, по итогам которого СОГУ приняли в Ассоциацию зеленых вузов России.
В октябре этого года команда получила грант на форуме "Машук" на реализацию серии образовательных, практических и развлекательных мероприятий, направленных на повышение уровня экологической осознанности жителей республики.
– Расскажи, как появилась инициатива создать эко-движение в университете?
– Эта мысль появилась у меня еще в самом начале моей работы в СОГУ. Когда я вернулась в республику после года жизни в Англии (Лара Дзаболова закончила магистратуру Бристольского университета по направлению "Образование, управление и политика" – ред.), то ощутила резкую нехватку уже привычной для меня инфраструктуры для более экологичного образа жизни. Мне казалось странным выбрасывать пластиковую бутылку вместе с едой или использованной бумагой и осознавать, что она никогда не будет переработана. Естественно, что-то с этим нужно было делать.
Университет показался идеальным местом для начала решения этой проблемы. Это абсолютно уникальное место, отдельное царство со своим укладом жизни, привычками, хозяйством и территорией, через которое проходит огромное количество молодежи, которой, к сожалению, придется уже на себе ощущать серьезные последствия экологического кризиса.
Получив сначала поддержку проректора по внешним связям, я собрала команду студентов и уже все вместе мы рассказали об этой идее ректору Алану Урузмаговичу Огоеву. Он также нас поддержал.
– Сложно ли было собрать команду энтузиастов?
– Вовсе нет. Нам очень помогла Ассоциация "зеленых" вузов России, которая с помощью эко-квестов помогает привлекать студентов в экологическое волонтерство. Для участия в квестах, при поддержке деканов факультетов, нам удалось собрать команду из десяти человек с факультетов географии и геоэкологии, журналистики, экономики и управления. За месяц ребята сделали абсолютно потрясающие вещи, за что я им очень благодарна.
– Как родилось название?
– Название "SANSARA" придумали студенты. Поскольку мы тогда работали над организацией раздельного сбора мусора в СОГУ, то они вдохновились образом цикличности производства – использованный пластик перерабатывается, вместо того чтобы оказаться на свалке. Я интерпретирую его немного по-другому, с точки зрения принципа бумеранга – что ты сегодня сделаешь, то к тебе вернется в будущем.
Кто-то из ребят объясняет его с точки зрения воздаяния: твои действия сегодня сказываются на жизни твоих будущих детей. Но важно то, что в основе всех этих интерпретаций лежит одно общее понятие ответственности – перед собой, семьей и планетой.
– Летом вы начали проект по раздельному сбору мусора в университете. Расскажи, как все проходит – работает ли этот проект и насколько студенты в целом разделяют эту идею.
– Да, пятого июня, в день окружающей среды ООН, нашей команде удалось запустить систему раздельного сбора в СОГУ. Все очень просто – мы раздельно собираем макулатуру, пластик и алюминий, которые потом у нас забирает местный мусоросортировочный завод и продает это вторсырье переработчикам. Система раздельного сбора оказалась очень легкой. Из-за отсутствия информации в легком доступе нам понадобилось четыре месяца, чтобы понять все детали, но в итоге все оказалось очень просто.
Пару недель назад мы провели опрос среди студентов СОГУ, чтобы понять эффективность работы нашей системы, и были приятно удивлены высоким уровнем интереса. Очень многие просили проводить больше образовательных мероприятий, организовывать больше точек сбора вторсырья и продвигать систему за пределами вуза, а также дали полезные советы по улучшению нашей работы.
– Вы проводите лекции в школах. Расскажи об этом подробнее – насколько школьники сознательны в этом вопросе, может кто-то вдохновился и захотел создать эко-движение у себя в школе?
– Возможность проводить уроки в школах нам дала вышеупомянутая Ассоциация "зеленых" вузов через эко-квесты. Пока SANSARA провели два урока, и оба раза мы были приятно удивлены интересом и мышлением школьников. Второй урок был посвящен теме ответственного лесопользования, на котором семиклассники рассуждали о том, что государство должно контролировать справедливое и ответственное использование ресурсов, а каждый покупатель своим выбором решает будущее планеты. Интересно, что такие понятные и логичные дискуссии на сложные темы звучат в диалогах со школьниками, но при этом практически отсутствуют в СМИ.
Пока не могу сказать, что мы вдохновили кого-то из школьников начать эко-движение в школе, потому что одного урока для этого мало. Для того, чтобы вдохновить на действие, нужно глубокое и долгое погружение в эту тему, как это произошло со мной.
– Может быть, среди твоих коллег есть такие, кто начал применять систему раздельного сбора и за пределами университета?
Пару месяцев назад наши соседи присоединились к нам с мамой в раздельном сборе макулатуры, пластика, алюминия и стекла. У нас на лестничной площадке стоит две коробки и два пакета, куда мы их складываем, а когда набирается достаточно, я вывожу их в пункт приема завода, с которым работает СОГУ.
Сейчас мы помогаем одной из общеобразовательных школ и одному из вузов города организовать раздельный сбор отходов у себя.
В инстаграм-команды нам очень часто пишут незнакомые люди, спрашивая, куда можно сдавать вторсырье, что тоже радует.
Коллеги в СОГУ часто спрашивают, куда можно вывозить горы скопившейся макулатуры и уже несколько раз просили организовать сбор батареек.
Также важно, что многие из друзей и знакомых начали отказываться от разового пластика – носят сумки шопперы, эко-мешочки для продуктов и покупают собственные бутылки для воды. Одна близкая подруга, преподаватель английского языка, проводит своим студентам уроки, посвященные теме ответственного потребления, а коллега по отделу делает то же самое на занятиях немецкого языка.
– Расскажи о своем личном опыте настройки эко-мышления. Когда впервые задумалась об этом?
– Как я упомянула чуть выше, мое эко-мышление начало развиваться во время учебы в Англии. Сейчас удивительно, что, приехав туда, долго привыкать не пришлось – разделять отходы, экономно относиться к воде и электричеству, не брать пластиковые пакеты в магазинах. Все это сразу стало само собой разумеющимся. Конечно, ключевую роль в этом сыграл тот факт, что тема ответственности перед природой была одной из основных везде – к примеру, на конференции о математическом образовании в младших классах один из докладов был о том, как такое образование должно меняться в свете экологического кризиса.
На Ted Talks, темой которых было "Свобода и критическое мышление", два из десяти докладов были о принципах устойчивого развития в роботостроительстве и местном бизнесе. В большинстве эссе, которые мы писали, одним из требований было рассматривать тему, в том числе через призму целей устойчивого развития (при том, что моя магистратура была по теме "Образование, управление и политика"). Экологическая тема регулярно обсуждалась в местных новостях, а кофейни и магазины активно продвигали экологические привычки.
Конечно, это все было возможным, а иногда и обязательным, благодаря правильной политике города, области или всей страны. Да, конечно, очень много вещей до сих пор не делаются и в Англии (например, абсолютно нелогичный авиарейс из Лондона в Амстердам - на поезде меньше четырех часов, но все еще пользуется спросом), но, думаю, что нам стоит с интересом смотреть на их опыт, поскорее меняться самим и, возможно, начать делиться опытом с другими.
Благодаря такому окружению, моему профессору Кери Фейсер и двоим близким друзьям, защищавшим работы по этой теме, я погрузилась в эту тему глубже и стала понимать связь между экологическим кризисом и культурой, обществом и экономикой.
Постепенно, кроме сумки шоппера, я начала пользоваться собственной кружкой для кофе и бутылкой для воды. Позже начала использовать бамбуковые зубные щетки, эко-мешочки для фруктов вместо одноразовых кульков и приобрела пару многоразовых бахил.
Я второй год не ем мясо (мясоперерабатывающая индустрия является одной из самых больших причин изменения климата) и сейчас понемногу иду к тому, чтобы перестать потреблять продукты животного происхождения. Также стараюсь экологично подходить к выбору магазинов и кафе – избегаю супермаркеты и сети фастфуда, которые используют одноразовую посуду.
В последнее время стала еще более дотошно относиться к выбору одежды. Например, сейчас ношу обувь Converse из переработанного пластика, футболки и свитера только от сертифицированного экологически и социально ответственного производителя.
Все это может показаться слишком сложным и отпугнуть, но я к этим привычкам пришла за два года. Я всегда советую начинать понемногу – когда носить свою сумку для продуктов войдет в привычку, начать носить, например бутылку для воды, устраивать себе понедельники без мяса и так далее.
Недавно отметила интересный для себя факт – я читала статью, которую автор заканчивает вопросом "А как на вашу жизнь влияют изменения климата?". Кроме очевидного ответа "я реже ношу пальто, потому что зимы стали теплее", я нашла еще много ответов и поняла, что моя жизнь полностью изменилась – моя работа, выбор товаров, содержимое сумки, места досуга, фильмы, которые смотрю, книги, которые читаю.
– Какие планы на ближайшее будущее? Что еще тебе бы хотелось внедрить в нашей республике в отношении экологического сознания?
– Планов очень много! Опять-таки, благодаря поддержке вуза мы можем сейчас планировать очень много хороших вещей. Сейчас SANSARA находится в процессе организации сбора батареек, в ближайшее время собираемся устанавливать новые урны для раздельного сбора в СОГУ, весной будем устанавливать велопарковки, а благодаря научно-производственному центру "Бионариум" сможем продолжить процесс озеленения кампуса. Также у нас в планах отказ от одноразового пластика в СОГУ и продвижение принципов ответственного потребления ресурсов в ежедневной деятельности университета.
Что касается образовательных инициатив, в 2020 году мы займемся реализацией проекта, с которым победили на грантовом конкурсе "Машук-2019". В рамках этого же проекта запустим информационный сайт, где систематизируем всю информацию, которую собирали в течение восьми месяцев.
Каждый из нас отдельно и в целом университет может сделать очень многое, но этого в то же время очень мало. Наука нам говорит о том, что нам нужно действовать быстро и серьезно, а это возможно только при взаимодействии образовательных учреждений, общества, бизнеса и органов власти.
Со стороны органов власти хотелось бы видеть намерение работать вместе на общее благо, со стороны бизнеса – больше инициативы и социальной ответственности, а со стороны общества – больше "гражданского неповиновения" – делать не как все, а по совести, настаивать на том, что мы знаем правильно, и бросать вызов тем, кто отказывается работать вместе.