Православные отмечают 27 апреля день иконы Божией Матери Остробрамская (Виленская)

CC BY 2.0 / Wikipedia / Остробрамская икона Божией Матери
Остробрамская икона Божией Матери - Sputnik Южная Осетия, 1920, 26.04.2023
Подписаться
Остробрам­ская (Ви­лен­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­ля­ет­ся глав­ной свя­ты­ней Виль­ны. Празднование чудотворной иконы совершается 8 января и 27 апреля. Образ оди­на­ко­во по­чи­та­ет­ся и пра­во­слав­ны­ми, и ка­то­ли­ка­ми.
Ико­на на­пи­са­на на ду­бо­вой дос­ке, Пре­чи­стая Де­ва изо­бра­же­на в мо­мент Бла­го­ве­ще­ния.
Со­хра­ни­лось несколь­ко пре­да­ний, по­вест­ву­ю­щих об ис­то­рии про­ис­хож­де­ния об­ра­за. Согласно од­но­му из них, ико­на бы­ла при­не­се­на из Кор­су­ни ве­ли­ким кня­зем Оль­гер­дом и по­да­ре­на пер­вой су­пру­ге Ма­рии. Вто­рая су­пру­га ве­ли­ко­го кня­зя, Иули­а­ния, пе­ре­да­ла икону в Тро­иц­кую цер­ковь, от­ку­да об­раз по­пал в ча­сов­ню у ост­рых во­рот.
Дру­гое пре­да­ние го­во­рит о том, что ико­на бы­ла при­сла­на Оль­гер­ду гре­че­ским императором Иоан­ном Па­лео­ло­гом, ко­гда тот узнал о при­ня­тии Оль­гер­дом хри­сти­ан­ства.
По тре­тье­му ис­точ­ни­ку, чу­до­твор­ная ико­на са­ма чу­дес­но яви­лась на Ост­рых во­ро­тах 14 ап­ре­ля 1431 года. Несо­мнен­но од­но – в 1431 го­ду ико­на уже на­хо­ди­лась в ча­совне близ Тро­иц­кой церк­ви в Рус­ском (или Остром) кон­це го­ро­да Виль­ны и име­но­ва­лась Корсунской.
В 1498 году в Вильне в свя­зи с воз­ник­шей опас­но­стью на­па­де­ния та­тар бы­ли за­ло­же­ны но­вые го­род­ские ка­мен­ные сте­ны, со­ору­же­ны во­ро­та с баш­ней, над ко­то­рой бы­ла устроена ча­сов­ня. На эту ча­сов­ню (сна­ру­жи) и бы­ла по­ме­ще­на Кор­сун­ская ико­на, обращенная ли­ком ко вхо­дя­щим в го­род. Так как ча­сов­ня бы­ла со­ору­же­на в "остром" конце го­ро­да над во­ро­та­ми, то и на­зва­ние ико­ны по­сте­пен­но за­ме­ни­лось но­вым: она стала име­но­вать­ся Ост­ро­во­рот­ной или Остробрам­ской (бра­ма – во­ро­та).
Во вре­ме­на унии об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы пе­ре­шел сна­ча­ла в соб­ствен­ность базилиан, а за­тем, при­бли­зи­тель­но, в 1624 го­ду, кар­ме­ли­тов, за­хва­тив­ших и ча­сов­ню, и ико­ну в свои ру­ки. В 1671 году кар­ме­ли­ты устро­и­ли вме­сто преж­ней (вет­хой) ча­сов­ни новую и, уста­нав­ли­вая в ней ико­ну, об­ра­ти­ли ее ли­ком к ко­сте­лу и го­ро­ду.
По­сле страш­но­го по­жа­ра Виль­ны в 1714 году, ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на в Те­ре­зин­ский костел, но через 30 лет, ко­гда ча­сов­ня бы­ла вновь от­стро­е­на, она вновь обосновалась над во­ро­та­ми. В на­ча­ле XIX сто­ле­тия ба­зи­ли­ане пы­та­лись вернуть ико­ну в свою собственность, спор до­шел до Ри­ма, и па­па по­ве­лел оста­вить ико­ну на по­пе­че­нии обители кар­ме­ли­тов, так как она на­хо­ди­лась бли­же к ча­совне, в ко­то­рой пре­бы­вал святой об­раз.
В 1812 году ико­на бы­ла немно­го по­вре­жде­на фран­цу­за­ми, а в 1829 году была отреставрирована. По­сле за­кры­тия в 1832 году кар­ме­лит­ско­го мо­на­сты­ря, Те­ре­зин­ский ко­стел был пе­ре­име­но­ван в Остробрам­ский и остал­ся в ве­де­нии рим­ско-ка­то­ли­че­ско­го ду­хо­вен­ства.

Молитва ико­не Бо­жи­ей Ма­те­ри Остробрам­ская (Ви­лен­ская)

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Киева всемощная Заступнице!
Прими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет нам, грешным, и да пробавит благость Свою чтущим Тя и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему.
К кому бо возопиим Владычице? К кому прибегнем в горестях наших, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхания наша приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Тем же молим Тя усердно: покрый Твоим ходатайством наша прегрешения, защити нас от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на нас.
О Мати Господа нашего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. Прими недостойную молитву нашу и соблюди нас в чистоте душевней, сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. Помилуй нас в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани нас: стоящих, седящих соблюди, и на всяком пути ходящих, и в нощных часех спящих снабди, покрый и заступи. На всяком месте и на всякое время буди нам, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. Ты хранительница жизни всея нам явися, Пречистая; Ты нас избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти упокоение обрести испроси у Сына Твоего и Бога нашего.
Мы же, грешнии, со упованием моления Тебе возносим и умильно вопием: радуйся, Благодатная; Радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою, с Тобою с нами. К Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш по Христе Бозе предаем, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем, со Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
© Sputnik / Виктор Драчев / Перейти в фотобанкПразднование Пасхи в странах СНГ
Празднование Пасхи в странах СНГ - Sputnik Южная Осетия, 1920, 26.04.2022
Празднование Пасхи в странах СНГ
Лента новостей
0