Епископ Герасим: о вере, любви и самураях - интервью. Часть II

© Пресс-служба Владикавказской и Аланской епархииПравящий архиерей Владикавказской и Аланской епархии Преосвященный Герасим (Шевцов)
Правящий архиерей Владикавказской и Аланской епархии Преосвященный Герасим (Шевцов) - Sputnik Южная Осетия, 1920, 15.12.2021
Подписаться
Правящий архиерей Владикавказской и Аланской епархии Преосвященный Герасим (Шевцов) дал первое интервью Sputnik Южная Осетия

Кавказ – не ссылка, а рубеж служения

- Вы коренной москвич. Что значит быть москвичом в третьем поколении? Не воспринимаете ли вы назначение на Аланскую кафедру как ссылку в отдаленный, сложный регион?
- Вы знаете, я москвич по рождению, но не по жизни. По жизни я, скорее, токиец. Я четырнадцать лет прожил в Токио, а в Москве, за последние 25 лет, я бывал только наездами. С 1993-го по 2005-й жил в Лавре, потом я уехал в Японию и вернулся в 2019 году. Так что моя жизнь в Москве - это школьные годы, институт, и то там больше практики было: Памир, Кавказ… Для меня Москва, это, наверное, только последний год моей жизни – вот и весь опыт.
Что касается жизни в Японии, то с точки зрения жизни церковной – это далекая-далекая периферия. То есть я приехал в Аланию не как гордый москвич, а как житель отдаленной окраины.
Я слышал эти разговоры: как же москвича сослали в далекий регион…Но это никак не соответствует действительности. На самом деле, еще раз скажу – я благодарен мудрости Его Святейшества, я счастлив, что прибыл во Владикавказ. И говорю об этом безо всякого жеманства, честно и откровенно: я очень рад здесь оказаться.
© Пресс-служба Владикавказской и Аланской епархииПравящий архиерей Владикавказской и Аланской епархии Преосвященный Герасим (Шевцов)
Правящий архиерей Владикавказской и Аланской епархии Преосвященный Герасим (Шевцов) - Sputnik Южная Осетия, 1920, 14.12.2021
Правящий архиерей Владикавказской и Аланской епархии Преосвященный Герасим (Шевцов)
- Вы стали правящим архиереем практически накануне празднования 1100-летия Крещения Алании. Какие первоочередные задачи, связанные с предстоящим юбилеем, вы сами для себя обозначили?
- Я думаю, что самая первая задача, которая перед нами сейчас стоит, вполне очевидна – это реконструкция кафедрального собора святого Великомученика Георгия Победоносца. Безусловно - это задача номер один. Именно кафедральный собор столицы республики должен стать местом празднования 1100-летия Крещения Алании. Мое глубокое убеждение, что большой собор является признаком зрелости христианского народа. Потому что народ создает Господу храм, в котором он собирается, молится, совершает общее дело. Множество малых церквей - это очень хорошо, и республика должна наполняться – у нас церквей не хватает, священства не хватает. Это одна из последующих задач. Но сейчас самое главное - построить собор, который явился бы неким итогом нашей 1100-летней истории.
- Во время хиротонии, при вручении вам архиерейского жезла - символа епископской власти и апостольского пути, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл обозначил приоритетные направления вашего архипастырского служения, призвав заботиться о развитии всех направлений церковной жизни: уделять внимание катехизаторской, просветительской, миссионерской, социальной деятельности. Скажите, вы как-то особо выделяете какое-то направление служения или планируете работать в равной степени во всех обозначенных сферах?
- Сразу была очевидна необходимость создания миссионерского отдела, и он был создан. Полагаю, новый отдел будет тесно сотрудничать с молодежным отделом епархии. Необходимо объяснять молодежи, что христианство - не пришлая религия, а исконно осетинская. И так должно остаться во веки веков. Также одна из задач, которую я поставил перед отделом - это развитие богослужения на осетинском языке. В этом вопросе миссионерский отдел будет работать совместно с переводческой комиссией.
Еще из наиболее очевидного - расширение социальной работы епархии. Ни для кого не секрет, что многие люди сегодня испытывают реальную нужду, и епархия в этом плане должна стать местом, куда люди могли бы прийти в трудную минуту и получить помощь и поддержку.
Сейчас мы будем работать над тем, чтобы социальную работу нашего отдела усиливать и расширять.

Нам всем помогут любовь и единение

- В своей первой архиерейской проповеди на Владикавказской и Аланской кафедре вы говорили о необходимости единения верующих вокруг Христа. В чем должно выражаться наше единение?
- Мы должны быть едиными вокруг Христа. Соответственно, мы должны любить друг друга - вот о чем я говорил. Люди, которые подходят к Чаше Христовой, но при этом не любят друг друга - это нонсенс. Это несовместимо. Христос объединяет всех, Христос посреди нас, и тогда мы едины. Он - наш центр, чем ближе мы к нему, тем ближе друг к другу. Это все с точки зрения того, что такое единство.
Но как оно должно выражаться? В первую очередь через любовь. Невозможно заставить себя кого-то полюбить. Мы можем чувствовать симпатию, приязнь, уважение, но любить кого-то – это, так скажем, не от нас зависит. Но мы можем создать условия, в которых эта любовь появится. То есть мы должны делать сами первые шаги к тому, чтобы создать почву, должны посадить семена, а Господь даст дождь.
Правящий архиерей Владикавказской и Аланской епархии Преосвященный Герасим (Шевцов) - Sputnik Южная Осетия, 1920, 14.12.2021
Епископ Герасим: о вере, любви и самураях - интервью. Часть I
- А какие это условия?
- Во-первых, друг другу помогать. Это то, что мы планируем развивать - социальная работа. Не может быть так, что в одной общине находятся и богатые, и бедные, но богатые бедных не замечают. Нельзя находиться в храме и не знать имена друг друга. Мы должны устанавливать простые человеческие контакты друг с другом. Мы должны стать более внимательными к тому, что происходит вокруг нас. К сожалению, чаще всего происходит так, что народ или общину сплачивает какое-то горе, какое-то трагическое событие. Но нам не надо ждать трагических событий, чтобы объединиться. Не это должно нас собирать. Мы сами должны собирать вокруг себя людей. Мы должны замечать тех, кто живет рядом с нами.
Если я христианин только в храме – это ненормально. Это не создает никакого единства, никакой общности с людьми. Ты должен быть христианином повседневно, 24 часа в сутки. Твои соседи, твои коллеги по работе должны понимать, что ты христианин. Но как? Ты, как христианин, должен больше давать, чем принимать. Соответственно, отдавать какие-то свои силы. Часто, видя нуждающегося - голодного, растерянного, немощного - в силу своей занятости мы не спешим помочь и оправдываем себя отсутствием времени. Говорим себе: "Сегодня мне некогда, а в другой раз я помогу". Не будет этого "другого раза"! Это надо делать сейчас. И Господь, видя наше старание, на наше сердце прольет любовь.
© Пресс-служба Владикавказской и Аланской епархииПравящий архиерей Владикавказской и Аланской епархии Преосвященный Герасим (Шевцов)
Правящий архиерей Владикавказской и Аланской епархии Преосвященный Герасим (Шевцов) - Sputnik Южная Осетия, 1920, 14.12.2021
Правящий архиерей Владикавказской и Аланской епархии Преосвященный Герасим (Шевцов)

Мы самураи Господа

- Для японской культуры, которой вы совершенно очевидно восхищаетесь, характерен культ воина, чести. Для традиционной осетинской культуры это тоже близко - понятие воинской доблести, нерушимости данного слова, мужества, благородства. Как думаете, поможет ли опыт долгого служения в стране Восходящего Солнца архипастырскому служению в Осетии-Алании?
- Общество в Японии глубоко патриархальное, и вообще психология у островитян особая. Мой преподаватель - профессор, доцент кафедры японской филологии Виктор Петрович Мазурик, который меня в свое время к поездке в Японию готовил, - говорил: "Чтобы понять японцев, следует изучать детскую психологию. Если ты детей понимаешь – поймешь и японцев, если не понимаешь, японцев не поймешь".
Здесь речь идет не об уровне развития, интеллекте, а о некоторой непосредственности восприятия того, что происходит. Это, скажем, отражается и в языке японцев. Культ воинский, он тоже отчасти связан с таким радикализмом восприятия, который встречается у детей и подростков, желание посвятить себя служению целиком.
© Пресс-служба Владикавказской и Аланской епархииПравящий архиерей Владикавказской и Аланской епархии Преосвященный Герасим (Шевцов)
Правящий архиерей Владикавказской и Аланской епархии Преосвященный Герасим (Шевцов) - Sputnik Южная Осетия, 1920, 14.12.2021
Правящий архиерей Владикавказской и Аланской епархии Преосвященный Герасим (Шевцов)
Если ты предан своему господину, предан своему делу – то ты предан ему до конца. Например, костяк священства при Николае Японском составили бывшие самураи. Слово "самурай" происходит от глагола "сабурау" – служить. Дословно - это служивый человек, который призван послужить. И первые священники, которые пришли в церковь, были все самураи. Не было никого из крестьян, не было никого из ремесленников. Это были люди, живущие ради идеи. Для них было важно служить Родине, служить Христу.
И то, что я успел узнать об осетинском народе, об осетинском духовенстве, меня наталкивает на мысль о таком же самоотверженном служении. Например, если говорить о священстве, которое было при владыке Иосифе Чепиговском. Отцы Алексий Колиев, Алексий Гатуев, Харлампий Цомаев и другие священники, выдающиеся представители осетинской интеллигенции ХIХ века - это ведь были смелые, идейные, самоотверженные люди. Мне кажется, они так же были движимы идеей служить – Христу, Родине, своему народу. Поэтому, наверное, можно назвать их в этом смысле осетинскими самураями, которые видели жизнь в служении. Самурай - это не индивидуалист, это человек, который служит господину, а если этот господин сам Иисус Христос, то это самое возвышенное служение из возможных. И этот человек становится самураем-воином Господа.
© Пресс-служба Владикавказской и Аланской епархииПравящий архиерей Владикавказской и Аланской епархии Преосвященный Герасим (Шевцов)
Правящий архиерей Владикавказской и Аланской епархии Преосвященный Герасим (Шевцов) - Sputnik Южная Осетия, 1920, 14.12.2021
Правящий архиерей Владикавказской и Аланской епархии Преосвященный Герасим (Шевцов)
- Сложилось ли уже какое-то мнение об Аланской земле и пастве, есть первые впечатления?
- Первые впечатления самые хорошие. Вы знаете, у меня складывается ощущение, что я отсюда никогда и не уезжал. Чувство, словно я жил здесь всегда. Приняли меня очень хорошо и прихожане, и духовенство, и сотрудники епархиального управления. Я вижу, что в какой-то своей искренней непосредственности и открытости осетинский народ меня принимает очень тепло.
На празднике Джеоргуыба я побывал на осетинском застолье, мне очень нравится патриархальность осетинского общества, его традиционность. Может быть, это особенности моего личного характера - меня во многом сформировала Япония, она стала мне второй родиной, и мне патриархальность общества и строгий уклад жизни очень близки. И сейчас я попал в то общество, которое мне очень импонирует. Это если говорить о народе. Ну и, конечно, очень люблю горы. В юности я занимался альпинизмом, даже имею разряд. Поэтому попасть в епархию, где такие прекрасные горы – для меня подарок.
Уверен, от меня многого ожидают здесь, и мне хочется эти ожидания оправдать. Буду стараться, чтобы все получилось.
© Пресс-служба Владикавказской и Аланской епархииПравящий архиерей Владикавказской и Аланской епархии Преосвященный Герасим (Шевцов)
Правящий архиерей Владикавказской и Аланской епархии Преосвященный Герасим (Шевцов) - Sputnik Южная Осетия, 1920, 14.12.2021
Правящий архиерей Владикавказской и Аланской епархии Преосвященный Герасим (Шевцов)
Лента новостей
0