Рождество Иоанна Предтечи — один из пяти праздников, именуемых Церковью "великими", которые по своей значимости уступают только "двунадесятым" (двенадцати) главным церковным праздникам. Этот праздник всегда приходится на время многодневного Петрова поста — и сам Иоанн Креститель известен тем, что большую часть жизни провел как истинный аскет — в воздержании и посте: жил в пустыне и питался, как свидетельствует Евангелие, только "акридами" и диким медом.
История праздника
Иоанн был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида), которые жили около Хеврона (в Нагорной стране), на юге от Иерусалима. Иоанн родился на шесть месяцев раньше Иисуса Христа. Само рождение Иоанна Крестителя было чудесным. Всю жизнь Елисавета и муж ее священник Захария провели в молитвах к Богу о даровании им чада. И только когда его благочестивые родители были уже в весьма преклонных летах, у них, наконец, родился сын, которого они просили в молитвах. Как повествует евангелист Лука, сам архангел Гавриил, явившись Захарии в храме, возвестил его о рождении сына.
Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях благодаря матери, которая услышав об убийствах, удалилась с сыном в пустынные горы. Видя приближающихся воинов, она взмолилась Богу о спасении и тогда гора расступилась, приняла ее вместе с сыном и скрыла от преследователей. Не найдя их, воины допытывались о Предтече у Захарии, которого в конце концов убили. Елисавета скончалась в горах через сорок дней после убийства своего мужа. Иоанн, оставшийся сиротой, вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью – постом и молитвой.
Он носил грубую одежду, питался диким медом и акридами (род саранчи) и оставался в пустыне до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу. Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берег Иордана. К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение в оставление грехов.
В числе других к Иоанну Крестителю на Иордан пришел еще неизвестный народу Иисус Христос, и был подвергнут ритуальному омовению. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями - схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: "Сей есть Сын Мой возлюбленный... ". Иоанн Креститель всенародно свидетельствовал о мессианском предназначении Иисуса Христа.
Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил, и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки, как простых людей, так и сильных мира сего, за что скоро пострадал. Иоанн Креститель был арестован, посажен в тюрьму властями Иудеи, потому что всенародно порицал царя Ирода за то, что он женился на Иродиаде – жене своего живого брата.
Около года Иоанна Крестителя держали в темнице. В день своего рождения Ирод обещал дочери Иродиады Саломее, угодившей ему и его гостям пляской, исполнить любое ее желание. По наущению матери Саломея пожелала голову Иоанна Крестителя. Иоанн был казнен, его голову на блюде подали Саломее. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место.
Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии.
Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел.
Иоанн Креститель прославляется Церковью как "ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас".
В честь его установлены следующие церковные даты: 6 октября – зачатие, 7 июля – Рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта – первое и второе обретение его главы, 7 июня – третье обретение его главы, 25 октября – праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину.
В 2006 году деснице (правой руке) пророка, доставленной в храм Христа Спасителя из Черногории, за неделю поклонились более 150 тысяч человек, отстояв перед этим в очереди по 13-14 часов.
Иванов день
Издавна Рождество Иоанна Предтечи, приходящееся на день летнего "солнцеворота", слилось в народном сознании с языческим празднованием этого дня и обрело название "Иван Купала" (по одной из версий так называлось некое языческое божество) и характерные черты этого синтеза. В этот день и ночь на голову надевали венки из трав и цветов, обливались водой, прыгали через костер, водили хороводы, пели, собирали целебные травы и поминали предков.
Кульминация языческого Ивана Купалы приходится на вечер предыдущего дня и в ночь наступления праздника. Большая часть ритуалов связана именно с "купальской ночью".
В ночь на Ивана Купала принято разжигать огромный костер. В дохристианские времена считалось, что он обладает целебной силой.
Отсюда и главный атрибут праздника - прыжки через костер. Их совершали для ритуального очищения.
Как отмечают Ивана Купала
Основная часть купальских обрядов связана с водой, огнем и травами. Накануне праздника до захода солнца все обязательно купались — на севере чаще в банях, на юге — в реках и озерах. Ближе к закату разжигали костры — на холмах или у реки. Вокруг костров водили хороводы, плясали, пели купальские песни, через него прыгали. Молодежь и дети, напрыгавшись через костры, бегали наперегонки, играли в горелки, менялись венками, искали волшебный цветок папоротника, открывающий все замки и дающий прозорливость и понимание языка зверей и птиц, купались в утренней росе. А в сам праздник обязательно поминали предков. Еще в XIX веке во многих деревнях к этому дню варили в складчину "обетную" кашу из ячменя и кормили ей нищих.
Со времен Средневековья обряды этого дня считались бесовскими и запрещались церковными властями всех конфессий, но они, видоизменяясь и меняя смысл, дожили до наших дней.
По мнению этнографов, среди восточных славян в наиболее архаичной форме праздник сохранился у белорусов, отчасти у украинцев, русскими же основные элементы купальских обрядов были или забыты, или перенесены на другие праздники — Троицу и Петров день.
Традиции, обряды и приметы
В народной культуре празднованию этого дня уделено большое внимание. Особо популяризовал его обычаи Николай Васильевич Гоголь в своем цикле "Вечера на хуторе близ Диканьки", написав знаменитую одноименную повесть "Вечер накануне Ивана Купала".
Он точно передал главное поверье праздника: на Ивана Купалу вся нечисть вылезает наружу. Поэтому нужно быть особенно осторожным.
Например, нельзя было далеко уходить от деревни - иначе похитит леший. Нельзя заплывать далеко - русалки могут утащить.
Также считалось, что в этот день открывается дверь между явленным и потусторонним миром. Поэтому людям различные духи могли дать совет или, например, сказать, что их ждет в будущем. Отсюда еще одна традиция Ивана Купалы - гадания.
Кроме того, по поведению животных в этот день предсказывали, каким будет год. Например, если слышно кукушку - быть холодной осени. Доносится пение сверчка - зима будет мягкой. Если наткнулся на змею - жди беды.
На Купалу было принято умываться колодезной водой. Считалось, что только в этот день она обладает целебной силой. А еще лучше умыться росой.