Статистика – это совсем не скучно: итоги вебинара SputnikPro

© Sputnik / Кирилл Каллиников / Перейти в фотобанкЛоготип международного информационного агентства и радио Sputnik
Логотип международного информационного агентства и радио Sputnik - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
Журналистика данных объединяет в себе уникальную возможность донести большой объем фактов и знаний из таких сложных сфер, как, например, экономика, доступным для обычного человека языком.

Как пользоваться этим и заинтересовать читателя скучными, казалось бы, цифрами? Этим опытом поделился российский журналист-аналитик.

Начальник Управления анализа финансовых институтов Центра экономических исследований РИА Новости Андрей Манько поделился навыками создания популярных исследований, поиска данных и их проверки в ходе состоявшегося вебинара образовательной программы SputnikPro.

Почувствуйте себя ученым

Благодаря повсеместному пользованию компьютерами и распространению интернет-связи, журналист может стать "чуть-чуть" ученым, освоив элементарные навыки серьезной математической науки – статистики.

"Компьютеризация дала фантастический инструментарий в виде обработки астрономических масштабов данных. Каждый из нас получил по атомному реактору домой, и некоторые журналисты начали этим пользоваться. С другой стороны, есть ученые-популяризаторы. Они стали "немного" журналистами. Это движение навстречу", - рассказал Манько.

© Из личного архива Андрея МанькоАндрей Манько
Статистика – это совсем не скучно: итоги вебинара SputnikPro - Sputnik Южная Осетия
Андрей Манько

Ставка не только на интерес

Самыми популярными темами, считает аналитик, являются:

- деньги (вклады, кредиты, цены, богатые-бедные);

- здоровье (где и какие предлагаются медуслуги, продолжительность жизни в разных странах, наличие вредных привычек);

Продюсер Елена Воронцова - Sputnik Южная Осетия
Хотите взять интервью у звезды? Легко, если уметь: вебинар SputnikPro

- дети (все, что с ними связано);

- отдых (туризм, досуг).

Специалист уверен, что исследование должно быть новым, качественным, актуальным, написанным на популярную тему и содержащим сравнительный анализ. Но при этом предупреждает: "Не нужно гнаться за актуальностью. Потому как вы можете сделать исследование на популярную тему, а оно утонет в сотне других материалов. Главное, чтобы читатели могли подчеркнуть, что-то важное из текста для себя сравнить свой регион или страну с другими".

Не бойтесь сравнивать

Метод сравнения является важной составляющей любого масштабного исследования. И здесь журналисту стоит проявить еще и фантазию.

"Малоинтересны абсолютные числа вроде: бюджет составляет столько-то. Читателю интересна динамика - на сколько процентов выросли поступления, сравнивая цифры месяца к месяцу, год к году", - подчеркнул Манько.

По его словам, на самом деле большинство людей не понимают масштабов цифр. И для того, чтобы разъяснить их более популярным языком, необходимо давать понятные человеческие ориентиры. К примеру, многомиллиардные доходы "Газпрома" будет более понятны, если упомянуть, что строительства в России обычной школы на 1000 человек обходится в миллиард. Сравнения уместны и со стоимостью квартир, машин, то есть с тем, что понятно простому читателю.

Расчет на серьезного читателя

Большинству людей достаточно понимать смысл на уровне: хорошо - плохо. Но это не значит, что надо упрощать исследования. И те же профессиональные термины придумали не зря.

"Вы можете давать разъяснения, но просто заменять термины – плохая идея. Не думаю, что один конкретный показатель вызовет страдание. Засилие терминов – да. При засилии нужно добавлять собственные человеческие абзацы", - считает Манько.

По его мнению, даже обычные люди, которым, как правило, тяжело поначалу разобраться в профессиональной специфике, все равно формируют общее мнение об исследовании. Читая материалы, они могут не понимать детали, но все равно формируют впечатление: грустно это или весело.

Экран с символикой Международного информационного агентства и радио Sputnik  - Sputnik Южная Осетия
Как продвинуть свой сайт и отследить конкурентов: вебинар SputnikPro

"А какие-то профессионалы, могут также это увидеть и потребить. Это может быть очень популярно", - уверен аналитик.

SputnikPro – проект международного информационного агентства и радио Sputnik для журналистов, студентов профильных вузов, сотрудников пресс-служб и медиаменеджеров, направленный на обмен опытом и развитие профессиональных связей с зарубежными коллегами. С марта 2018-го года мастер-классы и семинары SputnikPro прошли уже в 22 странах мира: от Армении до Индии, от Греции до Китая. В общей сложности в них приняли участие более 3000 слушателей из 80 государств. Сейчас с учетом эпидемиологической ситуации в мире все вебинары проходят онлайн. За анонсами виртуальных встреч с первоклассными специалистами своего дела следите на нашем сайте и странице в Facebook.

Лента новостей
0