Ученые: стресс давит сильнее на женщин, чем на мужчин

© Екатерина Чеснокова / Перейти в фотобанкЖенщина на одесском бульваре
Женщина на одесском бульваре - Sputnik Южная Осетия
В организме мужчин присутствует особый белок, который при определенных условиях блокирует работу цепочек мозга, связанных с тревожными состояниями, выяснили ученые.

ЦХИНВАЛ, 14 окт — Sputnik. Реакция мужчин и женщин на стресс могут быть разной в связи с тем, что в организме мужчин присутствует особый белок, который при определенных условиях блокирует работу цепочек мозга, связанных с тревожными состояниями, сообщает РИА Новости со ссылкой на опубликованной в журнале Cell статье.

"Это крайне необычный феномен, так как те клетки, которые отвечают за эту реакции, устроены и выглядят одинаково в мозге мужчин и женщин, и содержатся в них в одинаковом количестве. Крайне редко бывает такое, что одни и те же клетки совершенно по-разному реагируют на одни и те же раздражители в организме особей разных полов", — заявил Натаниель Хайнц (Nathaniel Heintz) из университета Рокфеллеров в Нью-Йорке (США).

Хайнц и его коллеги пришли к такому выводу, изучая то, как мозг нескольких мышей-самцов и самок реагировал на различные внешние стимулы и молекулы гормонов, вставив в нервные клетки гены, которые позволяют ученым "включать" и "выключать" нейроны при помощи импульсов синего света.

Исследование хромосом в лаборатории генетики - Sputnik Южная Осетия
Генетики: тяжелое детство сокращает жизнь

Недавно, как рассказывает Хайнц, его группа открыла необычную цепочку нейронов в мозге мышей-самок, которая реагирует на молекулы окситоцина, гормона семейного счастья и любви. Стимуляция этих клеток молекулами гормона, как показали дальнейшие эксперименты, делает мышей более общительными при взаимодействии с самцами.

Схожая цепочка нервных клеток, по словам биологов, присутствует в мозге самцов, и ученым стало интересно узнать, какие функции они исполняют в их организме. Когда исследователи ввели окситоцин в нос мышей, никаких видимых изменений в поведении не произошло. Пытаясь понять, почему это происходит, команда Хайнца начала подвергать мышей различным испытаниям.

Включая и отключая эти клетки, они неожиданно заметили, что этот женский "центр общения" в мозге самцов исполнял совершенно иную роль — его включение приводило к тому, что грызуны переставали ощущать тревогу и беспокойство после того, как они побывали в стрессовой ситуации. Ничего подобного, что интересно, не происходило с самками, подвергавшимися тем же "экзекуциям".

Причиной этого, как выяснилось после анализа содержимого клеток, был гормон CRHBP, который данные клетки вырабатывают в стрессовых ситуациях. Данное вещество, по словам ученых, блокирует работу другого гормона — кортиколиберина. Он отвечает за начало стрессовой реакции и является "спусковым крючком" для сборки молекул "настоящих" сигналов стресса — кортикотропного гормона и кортизола.

Николай Казимиров и Анатолий Гэинэ - Sputnik Южная Осетия
Ученые поняли, как вредные привычки отца влияют на работу ДНК детей

Выделение CRHBP окситоциновыми рецепторами, как рассказывают ученые, тормозит работу всей цепочки синтеза гормонов стресса, что объясняет то, почему мужчины и самцы гораздо менее подвержены стрессу, чем самки и женщины, и быстрее восстанавливаются после него.

Как считают Хайнц и его коллеги, CRHBP не помогает женщинам справиться со стрессом по той причине, что их организм изначально вырабатывает гораздо больше кортиколиберина, чем тело мужчин, из-за чего данные нервные клетки и вырабатываемый ими CRHBP не могут понизить концентрацию этого гормона до приемлемо низкого уровня.

Помимо различий в поведении женщин и мужчин, особенности в работе данной цепочки нейронов, по мнению ученых, могут объяснять то, почему некоторые люди более эмоциональны, чем другие, и наоборот.