Береговая охрана США требует у России Севморпуть. Пока по-хорошему

© Sputnik / Лулишов Соломон / Перейти в фотобанкКараван транспортных судов в сопровождении ледоколов проходит по Северному морскому пути
Караван транспортных судов в сопровождении ледоколов проходит по Северному морскому пути - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
Власти США считают, что Северный морской путь должен быть транспортным коридором, открытым для всего мирового сообщества. Что это значит для России, и что общего между трудностями США в Арктике и их гегемонистским апломбом - в колонке обозревателя РИА Новости Ирины Алкснис

Все-таки нельзя не отдать должного гегемонистскому апломбу США.

Тут на днях с журналистами общался командующий Береговой охраной США адмирал Пол Цукунфт. Американским СМИ, разумеется, интереснее были местные проблемы, и основное внимание было уделено именно им.

Например, адмирал назвал "недальновидной" идею строительства стены между Штатами и Мексикой. По его мнению, это приведет лишь к тому, что из-за невозможности перебраться в США по суше мигранты будут использовать "обходные пути" (то бишь по морю). Вполне понятно отсутствие энтузиазма Цукунфта по данному поводу: ведь если это случится, то станет головной болью Береговой охраны.

Дома норвежского поселка Лонгиербюен на острове Западный Шпицберген - Sputnik Южная Осетия
Зачем НАТО нацелилось на Шпицберген

Кроме того, командующий поделился финансовыми проблемами, стоящими перед его ведомством. На протяжении многих лет служба глубоко недофинансировалась. Двухгодичный бюджет 2018-2019 годов наконец изменил это печальное положение дел, однако перед Береговой охраной теперь стоит задача заткнуть дыры, образовавшиеся в предыдущие годы.

Особняком для Береговой охраны стоит проблема ледокольного строительства. Штаты на всех уровнях — от медиа до высших руководителей страны — не скрывают своей озабоченности по поводу отставания США от России в Арктике.

Это в полной мере касается и ледокольного флота. В то время как у России в строю 40 ледоколов и идет активное строительство ледокольного флота нового поколения, у США на ходу от одного до трех ледоколов (в зависимости от того, кто и как считает) и масштабные планы начать строить новые где-нибудь в обозримом будущем. В частности, тот же Цукунфт активно отстаивает планы строительства трех тяжелых и трех средних ледоколов.

Однако календарь начала строительства крайне аморфен. Американцы надеются заложить первый ледокол в конце 2019 года.

Фестиваль ледоколов проходит в Санкт-Петербурге - Sputnik Южная Осетия
Парад ледоколов: в Санкт-Петербурге собрались северные исполины

Для сравнения стоит привести пару новостей из России. Например, в сентябре прошлого года на Балтийском заводе в Петербурге спущен на воду ледокол "Сибирь", который станет самым мощным ледоколом в мире. Кроме того, на заводе продолжается строительство головного атомохода "Арктика", а также второго серийного ледокола "Урал". А в январе на Северный флот прибыл новейший дизель-электрический "Илья Муромец".

Может возникнуть закономерный вопрос: что общего между трудностями США в Арктике и их гегемонистским апломбом?

Все очень просто.

Дело в том, что в рамках того же общения с журналистами адмирал Цукунфт заявил: США считают, что Северный морской путь должен быть транспортным коридором, открытым для всего мирового сообщества. В переводе на обыденный язык это означает, что Россия должна отказаться от своего стратегического ресурса в пользу свободного рынка. Последние десятилетия не оставили никаких иллюзий по поводу данного эвфемизма и его реального содержания.

Как известно, реальность прямо противоположна пожеланиям и мечтам Америки. Россия не только самым активным образом развивает разнообразные арктические проекты, фактически сделав Арктику одним из главных приоритетов развития страны в этом веке. Кстати, уже с 2019 года может быть запрещена перевозка по Северному морскому пути российских нефти, газа и угля на судах иностранного производства.

Атомный ледокол Сибирь - Sputnik Южная Осетия
Атомный ледокол "Сибирь"

Не менее важно то, что огромные усилия и ресурсы вкладываются Москвой также в оборонные мероприятия в этом регионе. При этом комментарий адмирала Цукунфта фактически прямо подтвердил ее правоту и неизменность старого принципа мировой политики: если у тебя есть некая ценность, ты должен иметь возможность ее защитить, иначе у тебя ее отнимут.

В то же время впечатляет незамутненная вера американцев в то, что все в мире должно быть так, как они хотят, а очевидная несоразмерность хотелок возможностям ничуть не препятствует им в высказывании пожеланий, некоторые из которых больше похожи на скрытую угрозу.

Например, Цукунфт отметил, что "в настоящее время нет плана, направленного на то, чтобы проводить учения по обеспечению свободы мореплавания в Арктике".

Обеспечение свободы мореплавания по Северному морскому пути, который проходит через территориальные воды России?

Видимо, предполагается, что тут Москва должна облегченно вздохнуть из-за отсутствия "в настоящее время" подобных планов у американских военных.

Правда, один только вышеупомянутый расклад по ледоколам (а ведь есть еще множество других факторов, по которым Штаты проигрывают арктическую гонку) вызывает приступ ехидства и желание вспомнить пословицу про бодливую корову.

Лента новостей
0