От тринадцати бойцов до элиты спецназа: ОМОН МВД Южной Осетии отмечает 34-ю годовщину

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
14 февраля 1992 года стало точкой отсчета в истории одного из самых боеспособных и уважаемых подразделений республики — Отряда милиции особого назначения (ОМОН) МВД РЮО имени Вадима Газзаева. Созданный в горниле национально-освободительной борьбы, когда само существование Южной Осетии висело на волоске, ОМОН стал не просто силовым ведомством, а живым щитом, вставшим между мирным населением и агрессией.
О том, как горстка добровольцев превратилась в легендарный отряд, в интервью Sputnik рассказал один из первопроходцев подразделения Джемал Козаев.
Джемал Козаев

Рождение в хаосе: 13 человек и один БТР

По воспоминаниям Козаева, начало 90-х было временем тотального безвластия: распад Союза привел к тому, что правоохранительные структуры перестали функционировать, а вал преступности захлестнул регион. В этот критический момент Вадим Газзаев собрал единомышленников, произнеся слова, ставшие девизом отряда: "На наших плечах погоны, а в руках оружие. Мы дали присягу защищать народ и будем исполнять долг до конца".
"Все началось с тринадцати парней, которые ушли из городского отдела внутренних дел со своим табельным оружием. У нас было всего два БТР, выделенных государством. У одного из них отсутствовала башня. Чтобы сделать машину боеспособной, Вадим Газзаев, не раздумывая, продал свой личный автомобиль и на эти деньги купил башню во Владикавказе", — вспоминает Козаев.
Первой базой отряда был ГОВД, однако из-за постоянных прицельных обстрелов со стороны Грузии, которые ставили под угрозу жизни горожан, спецназовцы передислоцировались в "Дубовую рощу".

От подполья к международному признанию

До 1992 года отряд действовал фактически на волевом решении своего командира. Официальный статус подразделение получило лишь после подписания четырехстороннего Дагомысского соглашения.
"Одним из пунктов этого документа, принятого представителями Южной и Северной Осетии, России и Грузии, стало создание ОМОН численностью 350 человек. С этого момента началась наша официальная летопись. МВД России обеспечило нас обмундированием, вооружением и техникой", — отмечает ветеран службы.
Гаглоев: бойцы ОМОН приложат все усилия для спокойствия и безопасности народа Южной Осетии

Современные стандарты: время закона

Сегодня ОМОН — это подразделение постоянной боевой готовности, где традиции соседствуют с жестким отбором. Чтобы попасть в ряды "черных беретов", кандидат должен иметь четырех поручителей из числа действующих сотрудников.
Курс подготовки длится до семи месяцев и включает в себя не только изнурительные физические тренировки, но и глубокую психологическую, юридическую и медицинскую подготовку. Особый акцент делается на культуре поведения: современный омоновец должен уметь грамотно и вежливо общаться с гражданами даже в самых экстренных ситуациях.
"Раньше было время силы, сейчас — время закона. Человек с оружием и в погонах — это прежде всего представитель закона", — подчеркивает Козаев.
Президент Южной Осетии: ОМОН с первых дней стал надежной опорой государства

Верность идеалам Газзаева

Несмотря на мирное небо, обучение в отряде не прекращается ни на день. Козаев уверен: главная сила омоновца заключается не в калибре оружия, а в "порядке в голове" и осознании того, за что ты борешься.
"Человек, не знающий свою историю, не имеет будущего. Когда ты сражаешься за справедливость и свой народ, ты становишься невероятно сильным. Это мы доказали во время грузинской агрессии", — говорит он.
Он добавил, что спустя 34 года ОМОН МВД РЮО остается верен заветам своего основателя Вадима Газзаева, продолжая стоять на страже правопорядка и государственной независимости Южной Осетии.
Джемал Козаев