Центральный банк Индии озвучил предложение для стран БРИКС связать свои официальные цифровые валюты с целью упрощения трансграничных платежей в сфере торговли и туризма. Как сообщает агентство Reuters со ссылкой на анонимные источники, Резервный банк Индии рекомендовал правительству включить это предложение в повестку ближайшего саммита БРИКС, который состоится в 2026 году как раз в Индии. О том, что означает эта инициатива и идет ли речь о создании единой цифровой валюты БРИКС, Sputnik побеседовал с экономистом, директором Института нового общества, автором Telegram-канала "Политэкономия - Колташов" Василием Колташовым.
Плюсы и сложности
Еще в 2024 году на саммите БРИКС в Казани Индия считала, что национальных валют и имеющихся систем расчетов достаточно для того, чтобы осуществлять все необходимые транзакции. Однако сейчас, по словам Колташова, правительство страны "дошло до осознания" необходимости расчетной системы и соединения цифровых валют стран БРИКС.
"Почему бы и нет? Тем более, если этот механизм будет работать без комиссии фактически, или с минимальными расходами на переход из одной валюты в другую, то это хорошо", - поясняет экономист.
Однако остается проблема: все транзакции внутри этой новой системы должны будут скрываться от стран Запада. Иными словами, расчетная система должна быть полностью непрозрачной для тех стран, которые в нее не входят, - иначе целому ряду компаний грозит попадание под санкции.
Цифровые формы национальных валют создаются по единой схеме - это, как объясняет Колташов, денежная форма, похожая на обычные электронные деньги, однако расчеты в ней осуществляются при помощи специальных счетов. Цифровая валюта позволяет проводить расчеты напрямую со счета в ЦБ, без участия коммерческих банков, а значит, без комиссий и лимитов; при необходимости сам перевод из цифровых денег в обычные электронные осуществляется без проблем.
Цифровой рубль в России
В России, говорит Колташов, цифровой рубль, как средство платежа, практически готов, однако для обычных пользователей он "ничем от электронного не отличается".
"В самой России все эти шаги Центрального банка, с точки зрения обычного человека, незаметны. Уровень контроля над какими-то транзакциями повышается, и это новая, по сути, форма электронного рубля. "Снизу" не очень видно все эти особенности, и они какой-то революционности в себе не несут, понимаете? То есть система функционирует вроде так же, как и прежде", - поясняет экономист.
А вот с точки зрения международной торговли предложенная "стыковка" национальных цифровых валют может "дать многое" - в системе переводов просто устраняются коммерческие банки, уменьшаются все издержки, связанные с транзакциями и переходом из одной валюты в другую.
"Правда, здесь могут быть и спекулятивные переходы. Не будем забывать о том, что здесь может быть игра, финансовый капитал может играть и здесь как-то. Но, скорее всего, какой-то механизм контроля в данном вопросе разработают, и он защитит от такого рода вхождения спекулятивных капиталов", - добавляет Колташов.
Единая валюта
Предложение Индии не является призывом к созданию единой валюты БРИКС, подчеркивает эксперт: это была бы "революция в денежных расчетах и резервировании", однако существует множество причин, по которым сегодня это маловероятно. В частности, каждая страна-член БРИКС не готова отказаться от стремления завоевать лидерские позиции для собственной национальной валюты хотя бы в своем регионе - это касается как Китая, так и России, Бразилии, да и самой Индии.
"Поэтому предложен переход к такой системе стыковки Центральных банков и расчетов в национальных валютах, очень простой, защищенной от всяких страхов и санкций системой переводов. Этот механизм может работать, там есть тонкости, настройки, но они технически решаемые", - говорит Колташов.
А единая расчетная единица БРИКС - это, возможно, какой-то следующий этап, в котором она будет "сгенерирована на основе соединения валют".