"Кудесники своего дела": как рождалось независимое телевидение Южной Осетии

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЦХИНВАЛ, 8 дек — Sputnik, Фатима Плиева. Первое независимое телевидение Южной Осетии создавали "кудесники своего дела на драйве молодости". Таким мнением в беседе со Sputnik поделилась сотрудник независимой телекомпании "Ир" первых лет ее работы, ныне помощник спикера парламента по информационной политике Фатима Турманова.
8 декабря 1992 года в Южной Осетии впервые вышла в эфир независимая телекомпания "Ир", положившая начало истории телевидения в республике.
По ее словам, запуск первого телеканала республики происходил в военных условиях — без стабильного электроснабжения и элементарных условий труда и даже без профессиональной подготовки, но с полной свободой и огромным энтузиазмом.

Начало

Фатима Турманова пришла работать на "Ир" летом 1993 года, спустя несколько месяцев после запуска телеканала.

"Я плохо помню саму дату — 8 декабря 1992 года, потому что пришла позже. Но это, безусловно, знаковый момент: это был первый эфир не просто независимого телеканала, это было в принципе рождение телевидения в Южной Осетии. Государственный канал появился только в 1994 году и был процентов на 80 сформирован из тех же людей, которые создавали независимое ТВ", — вспоминает она.

По ее словам, пробные эфиры были и в период военных действий 1992 года, но полноценный выход в эфир состоялся именно в декабре.
Фатима Турманова

Работа в блокаде

Условия, в которых рождалось телевидение, были крайне тяжелыми, республика находилась в энергетической блокаде.
"Электроэнергия подавалась Грузией два раза в сутки — утром и вечером по два часа. За это время нужно было успеть и отснять, и смонтировать. Вечерние два часа — все уходило в эфир. Оборудование было допотопным, монтаж — линейный. А денег не было совсем", — рассказывает Турманова.
Из-за нехватки кассет приходилось жертвовать уникальными съемками, исторический материал иногда стирали — записывали сверху, потому что купить новые кассеты было невозможно.
"Это была вынужденная жертва", — поясняет она.
За правдой – в официальные СМИ: Карина Гаглоева о роли соцсетей и журналистике

Без образования — и с большим энтузиазмом

Коллектив был очень молодым: студенты, выпускники вузов и даже школьники.
"У нас ни у кого не было профильного образования. Все приходилось изучать по ходу дела — наблюдая за российскими каналами, пытаясь понять логику новостей и программ. Люди были кудесниками: из ничего создавали телевидение", — вспоминает она.
Турманова пришла в журналистику неожиданно — приглашение поступило от общей знакомой семьи основателя телеканала Тимура Цховребова.

"Если бы за неделю до этого мне сказали, что я окажусь на телевидении, то покрутила бы пальцем у виска. Я химик по образованию", — говорит она.

На встрече с Цховребовым и тогдашними лидерами национального движения ей предложили попробовать себя — и она прошла "проверку боем" с первых эфиров.
Турманова работала за кадром: писала тексты, продюсировала материалы, занималась молодежной журналистикой.
Котаева: государственные СМИ Южной Осетии за последние годы шагнули далеко вперед

Незамутненная свобода слова

Несмотря на военные годы, давление на канал было минимальным.

"У нас была абсолютная, незамутненная свобода слова. Была только внутренняя самоцензура — понимание, что нельзя наносить вред республике, давать козыри тем, кто пытался представить нас как несостоявшееся государство. Но острые программы и расследования — все это было", — вспоминает Турманова.

По ее словам, зрители активно участвовали в жизни телеканала.
"Тогда была традиция обращаться на телевидение за помощью. Люди приходили лично — телевидение выполняло и правозащитную функцию, было последней инстанцией для многих", — заключила она.
Фатима Турманова