Открытие Транскама воплотило мечты нескольких поколений осетин - Феликс Санакоев

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЦХИНВАЛ, 28 ноя — Sputnik, Фатима Плиева. Открытие и ввод в эксплуатацию Транскавказской автомагистрали 41 год назад стали осуществлением мечты нескольких поколений жителей Южной Осетии, рассказал Sputnik руководитель Юго-Осетинской автономной области в 1973-1988 годах Феликс Санакоев.
В конце ноября 1984 года Транскам был официально введен в строй. В те дни по всей республике царил необыкновенный подъем: люди помогали строителям, молодежь, артисты, музыканты — каждый стремился внести свой вклад в общее дело.

Осуществление мечты

Санакоев помнит тот подъем, который тогда охватил всю область, — люди радовались искренне, по-настоящему.

"Помню митинг на южном портале: наши студенты, артисты, музыканты, спортсмены, да просто граждане, все с удовольствием приехали и приняли участие в торжествах, понимая, что это осуществление мечты, которую мы носили в сердце, можно сказать, столетиями", — поделился Санакоев.

По его словам, открытие дороги давало республике мощнейшие экономические перспективы.
"Дорога открывала большие возможности. Почему? Потому что на территории нашей области — 34 элемента таблицы Менделеева. Не все они промышленного назначения, конечно. Но, например, сейчас ведется разработка нефти, у нас большие запасы серпентина — одни из крупнейших в мире, отличные ресурсы талька. Если все эти предприятия заработают, а нашим потомкам обязательно придется этим заниматься, — жизнь в Южной Осетии будет не хуже, чем в Швейцарии. Я без преувеличения могу это сказать: условия в наших горах даже чуточку лучше, чем в Альпах", — отметил он.
Инженер, поэт, жертва репрессий: кто строил единственную дорогу из Южной Осетии в Россию

Как выбирали путь через хребет

Санакоев напомнил, что строительство дороги через Главный Кавказский хребет обсуждалось задолго до начала работ. По его словам, после долгих лет рассмотрения различных вариантов трассы, выбор пал на Рукский перевал.
"И в советское время дискуссий было немало. Учитывалось и мнение народа — и на юге, и на севере. Да, было сопротивление отдельных республиканских структур, все это на какое-то время притихло, но затем вновь обрело силу. В итоге, слава Богу, мнение нашего народа и государственные интересы совпали. Союзное правительство приняло решение о прокладке дороги именно в этом направлении. В 1970-х годах начались работы", — вспомнил он.
Санакоев отметил, что тогдашнему поколению довелось сделать все, чтобы успешно завершить судьбоносную стройку, потому что "это была общая работа и общая ответственность".
"Я знаю, что потенциал есть": Феликс Санакоев о прошлом, настоящем и будущем Южной Осетии