Нюрнбергский трибунал является мощным правовым бастионом против попыток реабилитации нацизма, заявил Sputnik политолог, директор Института политики, права и социального развития МГГУ имени Шолохова Владимир Шаповалов.
20 ноября 1945 года в Нюрнберге начался первый международный судебный процесс над главными военными преступниками Третьего рейха. На скамье подсудимых оказались высокопоставленные нацистские лидеры, которым были предъявлены обвинения в преступлениях против мира и человечности.
По мнению политолога, Нюрнберг создал очень важный прецедент – было принято решение, которое фактически положило основу юридической квалификации нацизма как преступной идеологии и преступной практики. Организации и лиц, которые осуществляли нацистские преступления, квалифицировали в качестве преступников.
"Надеюсь, что это решение навсегда является обязательным для всего мира. Никакого пересмотра, произвольной трактовки, попыток исказить, поменять смысл этого решения быть, в принципе, не может, потому что оно четко зафиксировало: нацизм – это преступная идеология. То, что совершали нацисты, – это преступления против человечности и военные преступления", – подчеркнул Шаповалов.
Он считает, что, если бы не было Нюрнберга, кампания по фальсификации истории, которая ведется на протяжении последних десятилетий на Западе, шла бы гораздо более интенсивно и, возможно, продуктивно. Информационные ресурсы, которые существуют на Западе, были бы брошены на то, чтобы убедить мир в том, что нацисты – не преступники, а преступники – это их победители, Советский Союз.
Политолог отметил, что сейчас все попытки фальсификации истории упираются в решение Нюрнбергского трибунала, которое является мощным правовым бастионом против попыток реабилитации нацизма.
"Что касается Нюрнберга-2 в отношении украинских нацистов, то здесь я бы хотел обратиться не столько к практике Нюрнберга, сколько к тем процессам, которые имели место до него. То есть к советским процессам над нацистскими преступниками, ведь именно они предшествовали Нюрнбергскому процессу. Кстати, Нюрнберг – это инициатива Советского Союза, а не Соединенных Штатов или Британии. Именно наша страна требовала суда над нацистскими преступниками и имела на то полные основания", – сказал он.
По его словам, в вопросе возможного Нюрнберга-2 скорее речь идет о российской системе уголовного преследования украинских преступников и о сопровождении данного процесса информированием общества и мирового сообщества о тех преступлениях, которые совершали нацисты.
В этом отношении, отметил Шаповалов, важную роль играет Международный общественный трибунал по Украине, который был создан общественными деятелями России и ряда других стран в 2022 году.
С 2005 года Российская Федерация вносит в Генассамблею ООН резолюцию против героизации нацизма, которая предлагает странам принять меры для предотвращения пересмотров итогов Второй мировой войны, призывает их ликвидировать все формы расовой дискриминации, и не только. Шаповалов назвал это очень важным документом.
Нацизм – плоть от плоти западного мира
Он подчеркнул, что Россия наиболее последовательно борется с нацизмом и неонацизмом в настоящее время, и документ, вносимый в ГА ООН, является свидетельством этого.
Политолог заметил, что стандартно против резолюции выступает коллективный Запад – большая часть стран, которые входят в состав НАТО и Евросоюза, а также Япония, Австралия, Новая Зеландия, формально не входящие в состав альянса, но фактически являющиеся частью коллективного Запада.
"Вот это, по сути, небольшая часть мира, враждебная России, и мы можем с полным правом сказать, что именно они являются спонсорами нацизма и неонацизма, поскольку покрывают преступления украинских нацистов и выступают против данной резолюции", – сказал он.
Шаповалов заметил, что, если посмотреть на страны, которые вместе с нацистской Германией шли к Москве, то это все страны Европы, входящие ныне в Евросоюз, и даже Франция.
Вместе с тем он напомнил о подвиге французских деятелей сопротивления, генерала Шарля де Голля и эскадрильи "Нормандия-Неман". Однако, по его словам, подавляющее большинство французов были нацистами, а под Москвой сражалась французская дивизия, причем не обороняя город, а нападая на него. Французы также были последними, кто защищал Берлин в 1945 году.
"Когда фельдмаршал Вильгельм Кейтель вошел в зал Нюрнбергского трибунала и увидел среди судей французских представителей, он, как утверждают очевидцы, усмехнулся и спросил: "Неужели нас французы победили?" Что касается Британии и США, среди англосаксов тоже было много нацистов, несмотря на то, что они приняли сторону антинацистской, антигитлеровской коалиции. Неслучайно Гитлер в качестве образца для подражания приводил Британскую колониальную империю. В Америке было тоже достаточно сторонников Гитлера. Но дело даже не в этом. Дело в том, что нацизм – это неотъемлемая часть европейской западной культуры, вскормленная западным колониализмом. Это плоть от плоти западного мира", – считает политолог.
Такое в России представить невозможно
Он подчеркнул, что нацизм невозможно представить ни в России, ни в других странах мирового большинства, потому что в России никогда не было таких традиций, как идея превосходства белых над другими расами, идея унтерменш, то есть людей второго сорта.
"Это неприемлемо с точки зрения русской культуры. Но вполне приемлемо с точки зрения любой европейской культуры", – отметил Шаповалов.
Нюрнберг невозможно повторить
По его мнению, сейчас представить себе аналог Нюрнбергского трибунала, в котором рядом заседают российские и западные судьи, конечно, невозможно, "потому что Запад сам преступник, спонсор нацизма и терроризма".
"Здесь мне хотелось бы обратить внимание на существенную разницу в геополитической расстановке. Мы сейчас находимся в конфликте не только с украинскими нацистами, но и с коллективным Западом, который ведет опосредованную войну, иногда даже и прямые военные действия против России. В этом смысле Нюрнберг-2 невозможно повторить, потому что ситуация ситуативного союза, который возник между нашей страной и западными странами в годы Второй мировой войны, сейчас невозможна", – пояснил политолог.
Достаточно собственной юрисдикции
Другое дело, продолжил он, российское уголовное судопроизводство, оно необходимо, и выразил надежду, что оно будет осуществляться.
"Точно так же, как российские суды с 2020 года приняли целый ряд решений о геноциде советского народа в годы Великой Отечественной войны, они будут принимать решения о геноциде российского народа со стороны украинских нацистов и их западных спонсоров в период специальной военной операции. И, конечно, мы рассчитываем на моральную поддержку такого рода решений со стороны стран мирового большинства и тех людей на Западе, которые не являются нацистами, выступают против нацистской идеологии. Таких людей достаточно много, их количество увеличивается постоянно", – отметил Шаповалов.
При этом он подчеркнул, что в данном случае для России важным является решение своего судопроизводства, а не какой-то международной инстанции. И, безусловно, Россия будет апеллировать к своим партнерам, друзьям, союзникам, к тем странам, с которыми у нее складываются теплые доверительные отношения.
"Это три четверти стран мира. Но для принятия решения, которое квалифицирует те или иные действия преступников в качестве нацизма, не обязательно собирать некий международный трибунал. Есть наш суд, решение которого обязательно для нас. Думаю, что даже не один процесс, а множество процессов подобных будет. И в данном случае, что касается Нюрнбергского трибунала, очень важен его дух, констатация, приговор нацизму, произнесенный на века. Но это не означает, что мы должны повторять эту институциональную форму, то есть собирать судей из разных стран, чтобы они принимали соответствующие решения. У нас вполне достаточно собственной юрисдикции", – добавил Шаповалов.
Нюрнбергский процесс шел почти год – до первого октября 1946-го. К смертной казни были приговорены 12 человек, а геноцид был официально признан международным преступлением.