ЦХИНВАЛ, 18 ноя – Sputnik. С самого начала деятельность этой структуры под названием "временная администрация Южной Осетии" была возможна за счет средств западных доноров, которых сейчас Грузия лишилась, сказал Sputnik глава информационно-аналитического управления администрации президента, журналист и политолог Юрий Вазагов.
Власти Грузии решили упразднить временную администрацию Южной Осетии, заявил спикер парламента Шалва Папуашвили.
Временная администрация Южной Осетии была сформирована в Грузии в 2007 году при экс-президенте Михаиле Саакашвили. Ее возглавил бывший председатель правительства Южной Осетии Дмитрий Санакоев. После отставки южноосетинского Кабмина в 2001 году Санакоев покинул республику, а впоследствии перешел на сторону Тбилиси. Последнее время эту структуру возглавлял Таймураз Бестаев.
"На мой взгляд, за этим решением стоит сразу несколько факторов, и один из ключевых заключается в том, что с самого начала деятельность этой структуры была возможна за счет средств западных доноров. То есть проект временной администрации Дмитрия Санакоева изначально планировался западными спецслужбами. И все эти годы программы, с которыми сталкивались жители Южной Осетии по линии этой администрации, финансировались за счет западных средств", – сказал Вазагов.
Юрий Вазагов
© Sputnik / Михаил Авагимов
Сейчас у Грузии в этом плане определенные проблемы: прекращается или сокращается финансирование этих программ, и, соответственно, возникает вопрос, на какие средства будет функционировать эта администрация и за счет каких поступлений будут реализовываться ее проекты.
Второй фактор, по мнению Вазагова, заключается в том, что в целом вся эта структура показала свою бесполезность и бессмысленность. Она изначально ориентировалась на то, чтобы вызвать и спровоцировать раскол в южноосетинском обществе, найти в республике какие-то прогрузинские силы и оказать влияние на ситуацию и политический курс Южной Осетии.
"Давно всем стало понятно, что это несбыточные фантазии и что под прикрытием этой лавочки на самом деле идет распил западных средств, донорских грантов и прочих поступлений. Поэтому на почве всех этих соображений сейчас грузинские власти приняли это решение", – отметил политолог.
По его словам, функции этой конторы были вполне конкретные. По ее линии проходили медицинские программы, рассчитанные на жителей Южной Осетии, финансировались различного рода культурные и гуманитарные проекты, совместные мероприятия, в которые вовлекались жители Северной и Южной Осетии. Он отметил, что эти моменты постоянно отслеживались. Кроме того, регулярно под крышей этой администрации проводились различного рода мероприятия в приграничных селах. Это была попытка использовать механизмы мягкой силы и оказывать хоть какое-то воздействие на население, а значительная часть этих усилий оформлялась именно под крышей временной администрации.
Вазагов добавил, что на самом деле все давно уже убедились, что эта временная администрация изначально была провальным проектом, и ничего, кроме распила западных средств, в рамках этой конторы не происходило. Другое дело, добавил он, что, принимая подобное решение, грузинские власти вновь прибегли к откровенной националистической риторике и преподнесли под соусом борьбы с термином "Южная Осетия".
"Эти заявления на счет оккупации и оккупированных территорий, плюс еще и ссылки на историческое решение Звиада Гамсахурдиа, конечно же, способствовали тому, что это решение приобрело ярко выраженный националистический окрас. Это, по сути, отражает ситуацию и умонастроения, которые существуют на сегодняшний день в Грузии", – полагает Вазагов.
По словам политолога, жителям Южной Осетии абсолютно все равно, какие решения принимают в Грузии, что упраздняют или создают, но для них националистическая риторика стала очередным лакмусом тех умонастроений, которые доминируют в соседней республике.
"К сожалению, пока что позитивных изменений мы не наблюдаем", – заметил эксперт.
Вазагов отметил, что ограничение пересечения границы, отсутствие свободных контактов позволяет в значительной степени оградить население Южной Осетии от подобного рода поползновений "мягкой силы" со стороны Грузии.
Однако это не означает, что не ведется информационная война, определенные когнитивные операции, в том числе через использование социальных сетей.
"Эта работа ведется очень активно. И в этой работе очень плотно использовались те российские беглые либералы, которые долгое время чувствовали себя очень комфортно в Грузии, вплоть до последнего времени. Их ресурсы, интеллектуальный потенциал, финансовая подпитка, которой они пользовались со стороны Запада, – все это также использовалось для того, чтобы оказывать определенное влияние на наше общество. Поэтому эта работа, в общем-то, ведется постоянно, и она принимает самые разнообразные методы, начиная от информационных моментов, затрагивая сферу здравоохранения, гуманитарную составляющую. Для простого обывателя зачастую эти моменты не видны, но, тем не менее, с разной степенью интенсивности они идут", – рассказал политолог.
Другое дело, добавил Вазагов, поскольку у "Грузинской мечты" сейчас наблюдается бракоразводный процесс с Евросоюзом, значительная часть программ, финансируемых за счет европейских фондов, сокращается. В этом плане, по его словам, по части реализации проектов в отношении Южной Осетии наступил определенный перерыв, и прежней интенсивности, которая наблюдалась в приграничной зоне, сейчас нет.
Однако Вазагов полагает, что будут попытки компенсировать это какими-то другими механизмами и действиями.
"Работа на самом деле идет. Мы можем наблюдать, как время от времени появляются деятели, представляющие якобы Южную Осетию, через которых ведется определенная работа с нашей общественностью. И, в принципе, цели и задачи, которые у них стоят, они пытаются в разной степени активности реализовывать. Грубо говоря, о Южной Осетии, о своих планах в отношении нас не забывают, что бы там ни происходило", – заключил он.