В первый четверг ноября - в этом году это 6-е число месяца - отмечается Международный день борьбы с насилием и травлей в школе, в том числе кибербуллингом. Решение отмечать этот день приняли страны-члены UNESCO в 2019 году, призвав все государства объединить усилия в борьбе с насилием и кибербуллингом в школах.
О том, насколько актуальна эта проблема в Южной Осетии и как с ней борется аппарат Уполномоченного по правам ребенка при президенте РЮО - в материале Sputnik.
Статистика и работа Аппарата
По словам уполномоченного по правам ребенка при президенте Южной Осетии Аэлиты Джиоевой, проблема буллинга, в том числе киберзапугивания, не обошла стороной Южную Осетию. Насилие в образовательных учреждениях нарушает права детей и подростков, подчеркивает Джиоева, добавляя, что Аппарат уполномоченного уделяет этой проблеме "особое внимание".
"Мы проводим со школами, педагогами обучающие семинары, круглые столы. Мы встречаемся, обсуждаем методы профилактики буллинга, обучаем даже распознаванию признаков травли и правильным алгоритмам действий в конкретных ситуациях. Естественно, мы подчеркиваем важность создания атмосферы доверия, где каждый учитель является не только наставником, но и защитником", - пояснила Джиоева.
Уполномоченный также подчеркнула важность появления школьных психологов во многих образовательных учреждениях Республики- ведь "именно ему могут доверять дети и рассказывать о своих проблемах".
Пресс-конференция на Sputnik
© Sputnik / Михаил Авагимов
По словам заместителя директора по воспитательной работе школы №6 Надежды Рассохиной, единичные случаи буллинга в школах республики случаются.
"И сразу подключается психолог школы, которая работает с жертвой буллинга и с агрессором, затем с их родителями. Дальше к решению этой проблемы также подключается классный руководитель. Если инцидент не исчерпан после их работы, то администрация школы принимает меры по указанному случаю", - говорит она.
В целом такие случаи, по ее словам, случаются не часто, но, к сожалению, имеют место быть.
Работа с детьми
Аппарат уполномоченного проводит встречи и разъяснительную работу непосредственно с детьми, разговаривая с ними на темы "взаимоуважения, ответственности за свои слова и поступки" как в реальной жизни, так и в интернете.
По словам Джиоевой, отдельно объясняется детям, почему самое главное для них - не молчать о случаях буллинга и киберагрессии.
Как правило, дети на подобных встречах бывают сначала зажаты, однако постепенно раскрываются, вовлекаются в беседу и начинают делиться. Они участвуют в рассуждениях - кто участники буллинга, какую роль играет наблюдатель, снимающий агрессию на телефон, почему происходит буллинг вообще...
"Я скажу, что в Южной Осетии не такой уровень у нас жестокого отношения друг к другу, и поэтому, с одной стороны, меня это радует, но в любом случае это существует", - рассказывает Джиоева.
По словам Рассохиной, подростки в современном мире стали "более агрессивны", и школам следует "внедрять политику по предотвращению буллинга". Школьники, в свою очередь, должны научиться сообщать о проблемах и не вступать в конфронтацию с обидчиками".
"Я думаю, важно работать над профилактикой вот этих неприятных случаев, развивать у учеников навыки эмпатии, уверенности в себе и уважительного общения как в реальной жизни, так и в интернете. Но всегда надо последовательно и адекватно реагировать на случаи травли и иметь инструмент для всех обстоятельств. Также, любая травля оставляет глубокие психологические травмы, поэтому важно вовремя замечать признаки агрессии и поддерживать тех, кто подвергается давлению", - говорит Рассохина.
Роль семьи и поддержка родителей
Помимо работы в школах, с педагогами и учащимися, Аппарат Уполномоченного работает и с родителями.
"Мы проводим также разъяснительную работу и рассказываем о признаках, по которым можно заподозрить, что ребенок стал жертвой или, наоборот, агрессором... И, естественно, советуем быть внимательными к изменениям в поведении ребенка и открыто общаться с ним, и выражать, само собой, поддержку, искать вот эту вот, понимаете, середину, где можно, чтобы ребенок тебе доверял и чтобы он не боялся рассказывать о тех проблемах, которые существуют", говорит Джиоева.
По словам Рассохиной, сейчас дети очень много времени проводят в социальных сетях, и при всех имеющихся инструментах все же тяжело проконтролировать, что именно ребенок смотрит в Интернете. А детский мозг, напоминает Рассохина, "не всегда справляется с той информацией, которая идет с интернета". Ребенок может понимать, что то, что он видит на экране - нечто нехорошее, однако объяснить, что именно в этом плохо, он пока не может.
"Потом появляется нервозность, агрессия, какая-то апатия, непонимание того, что он увидел. Он это увидел, но не понимает до конца - это хорошо или плохо. То есть это нынешняя проблема", - поясняет Рассохина.
Она также подчеркивает важность доверительных отношений с учителями:
"Родители должны разговаривать с детьми о том, что происходит в школе, в интернете, чтобы вовремя заметить угрозу или агрессию. Но, к сожалению, некоторые родители очень на трудных работах, может быть, работают... И общения с ребенком как такового, полноценного, иногда, может быть, не бывает", - говорит Рассохина.
При этом основная работа идет от семьи, и зерно агрессии ребенка почти всегда идет из семьи.
"Родитель должен поощрять увлечение своего ребенка и поощрять его участие в различных мероприятиях, чтобы повысить его самооценку, помочь найти друзей. И родитель должен быть, в конце концов, примером для подражания. Отец и мать должны демонстрировать на личном опыте уважение и доброжелательность не только в семье, но к соседям, коллегам, к другим людям. А также уметь заступаться за других", - подчеркивает Рассохина.
Кабинет психологической помощи, горячая линия и сотрудничество
У Аппарата уполномоченного функционирует круглосуточная горячая линия, а также кабинет психоэмоциональной разгрузки и юридического сопровождения, куда, по словам Джиоевой, приходят и родители, и дети, и подростки.
Кабинет был обеспечен спецоборудованием при поддержке уполномоченного по правам ребенка при президенте России Марии Львовой-Беловой, указывает Джиоева. Она подчеркнула, что от российских коллег идет серьезная поддержка, как методическая, так и в области повышения квалификации, обмена опытом. Кроме того, Аппарат уполномоченного по правам ребенка общается и обсуждает проблемы и методы их решения и с коллегами из других стран, в том числе стран глобального Юга.
"Ведь там тоже существуют такие же проблемы. Ну дети, они везде дети. Да, где-то, может, немножко варьируется проблема, но все равно защита прав основывается на самых главных правах человека. И мы тоже заимствуем их методы работы. Это для нас очень важно", - говорит она.
Расширяем их опыт, адаптируя его под Южную Осетию, добавила Джиоева.