ЦХИНВАЛ, 18 июл — Sputnik. В России готовят законопроект об обязательном учете домашних животных - Минприроды, Минэкономразвития, министерство финансов и Минцифры планируют подготовить проект к маю 2026 года. Планируется, что данные о питомцах будут загружены в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии Россельхознадзора.
О том, насколько такой шаг актуален и стоит ли Южной Осетии брать пример у России, Sputnik побеседовал с зоозащитницей Залиной Габаевой.
Бесконтрольный ввоз и самовыгул
По мнению Габаевой, несмотря на то что в определенном виде учет домашних животных в России ведется и на сегодняшний день, принять такой шаг и объединить базу в единую систему стоило давно. Для Южной Осетии же такие меры и вовсе станут "спасением".
"У нас до сих пор очень многие бесконтрольно ввозят домашних животных, в частности, кошек и собак. И было бы здорово, если бы они были учтены, маркированы - обычно клеймо ставят или чип вживляют. Потерялось животное - и мы знаем, чье это животное; или, допустим, на самовыгуле животное - мы идентифицировали хозяев, и их уже можно штрафовать", - говорит Габаева.
Самовыгул в Южной Осетии запрещен законодательно: постановление правительства от 2006 года "О мероприятиях по борьбе с бешенством" утверждает "Правила содержания собак, кошек и хищных животных в населенных пунктах", по которому собака любой породы должна выгуливаться в ошейнике, на поводке, и, главное, исключительно в присутствии хозяина. Собака, оказавшаяся на улице без сопровождающего ее человека - даже если она в ошейнике и наморднике - автоматически считается бродячей.
Кроме того, те же правила устанавливают, что собаки и кошки, у которых есть хозяева, должны быть зарегистрированы владельцами в течение пяти дней после приобретения животного. После регистрации на животное выдается удостоверение и специальный жетон на ошейник. Так должно быть по закону - на практике почти никто своих животных не регистрирует.
Что касается бродячих собак, они подлежат отлову или отстрелу. Отлов в республике не работает - содержать животных просто негде; а проблема отстрела уличных собак не нова - она остается актуальной уже много лет.
По словам Габаевой, если начать действительно регистрировать домашних животных и реально штрафовать безответственных владельцев, выпускающих собак на самовыгул, полученные средства можно будет пустить на программу стерилизации или, возможно, содержать даже пункты передержки.
Формы учета
Вариантов регистрации животных несколько: это и вышеназванные жетоны, и традиционное чипирование.
По словам Габаевой, поставить электронный чип собаке или кошке может, в принципе, любой ветеринарный врач. Еще один вариант - татуировка на животе, в области паха с номером клейма и родословной; такой метод часто используется для породистых животных, которые приобретаются в питомнике или у заводчиков.
"Это не сложно, это достаточно просто. И тут речь не идет об учете породистых животных. Мне кажется, сейчас важно вести учет всех собак и кошек по Южной Осетии, потому что если мы ведем базу данных, то, зная, какой чип у животного, в компьютерной базе можно узнать, какие прививки ему ставили, какой болезнью заболеть может, какой не может, привит ли он от бешенства, насколько опасен...", - объясняет Габаева.
Многие жители Южной Осетии, рассказывает Габаева, специально заводят породистых кошек и собак, приобретая их на территории России. Часто получается так, что с содержанием и воспитанием какой-нибудь сложной породы владелец не справляется, и собака оказывается просто на улице.
По ее словам, с ней часто связываются заводчики из России с просьбой найти животное, которое когда-то было куплено и перевезено в Южную Осетию, а затем "пропало с радаров". Обязательное чипирование или другая форма регистрации животных поможет и в таких случаях: легко будет найти породистую собаку и вернуть ее заводчикам - они могут пристроить ее в другие руки.
Обязательная регистрация также даст возможность контролировать количество домашних животных, отслеживать и штрафовать безответственных владельцев, а на улицах Цхинвала станет меньше бродячих собак без применения отстрела.