Диана Козаева, Sputnik
Потсдамская конференция показала, что в мире остаются две реальные силы – это США и Советский Союз, сказал в интервью Sputnik профессор кафедры истории Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Олег Романько.
Потсдамская конференция 1945 года имела важнейшее политическое значение для судеб послевоенной Европы и дела мира. Она была завершающей в серии конференций руководителей СССР, США и Великобритании – союзных государств-членов антигитлеровской коалиции. О наиболее важных решениях, разделе границ и о том, как это повлияло на послевоенное устройство мира, Sputnik побеседовал с историком Олегом Романько.
По его словам, особенность Потсдамской конференции заключалась в том, что это была заключительная встреча глав "Большой тройки" именно в том составе, в котором они начинали. Уже в ходе этой конференции произошли изменения. Историк отметил, что была попытка провести четвертую конференцию в Вашингтоне, и Сталин даже якобы согласился, но в 1946 году началась Холодная война, и "Большая тройка" больше не встречалась.
"Черчилль, кстати, не хотел проводить эту конференцию в июле, потому что у него были выборы, и он сомневался, что его консервативная партия одержит победу. Так, собственно, впоследствии и произошло. Его прямо по ходу конференции сменил глава лейбористской партии Клемент Эттли. То есть конференция начиналась с Черчиллем, а заканчивалась с Эттли", – рассказал Романько.
Потсдамская конференция окончательно утвердила то, что затем стали называть ялтинско-потсдамской системой международных отношений, просуществовавшей до 1991 года. Если на Ялтинской конференции в феврале 1945 года были намечены основные пути решения послевоенных проблем, то на Потсдамской конференции их уже окончательно закрепили.
При этом Потсдамская конференция, отметил историк, прежде всего была посвящена судьбе послевоенной Германии и ее союзников, а также решению послевоенных проблем в целом.
"Если говорить о фоне, который сопровождал эту конференцию, то не надо забывать, что война еще шла. Вторая мировая война в Европе уже закончилась. Германия капитулировала, и все ее союзники капитулировали или перешли в лагерь победителей. А на Дальнем Востоке война еще продолжалась. Япония капитулировала спустя более полутора месяцев. И после окончания этой конференции Советский Союз, подтвердив свои обещания, данные на Ялтинской конференции, вступил в войну против Японии", – сказал он.
Хотя западные руководители, на тот момент Трумэн и Эттли, не совсем хотели, чтобы Советский Союз так быстро вступал в войну. Они надеялись разгромить Японию без него.
На той же Потсдамской конференции Трумэн объявил о создании и испытании ядерной бомбы.
Потсдамская конференция
© Sputnik / Евгений Халдей
До ее начала умер Франклин Рузвельт, Германия капитулировала, был взят Берлин. Готовилось окончательное завершение войны разгромом Японии. Восточная Европа отошла в сферу влияния Советского Союза, там начали устанавливаться дружественные СССР режимы. Западная Европа, соответственно, отошла в сферу влияния Соединенных Штатов, а Великобритания уже выступала как младший партнер США.
"Черчилля это очень раздражало. Он начал понимать это еще на Ялтинской конференции, когда Рузвельт и Сталин решали некоторые вопросы без Великобритании", – заметил профессор.
Романько посчитал важным отметить, что Рузвельт как-то сглаживал противоречия внутри союзников – между Советским Союзом, страной с социалистической общественно-политической системой, и буржуазным Западом в лице Великобритании и Соединенных Штатов. По его словам, эти противоречия были погашены наличием общего врага в лице Германии и ее союзников, но по мере того как Германия клонилась к краху, особенно после ее капитуляции, они опять вышли на первый план. И на Потсдамской конференции уже формируется блок США и Великобритании.
Эта конференция, отметил историк, характерна еще и тем, что в коммюнике было отражено солидарное мнение союзников, были учтены все интересы, а противоречия сглажены.
Дыхание "холодной войны"
Тем не менее уже чувствовалось дыхание "холодной войны". Черчилль пытался спровоцировать Соединенные Штаты; самый известный пример — это история о том, что английского премьера очень волновало, что Советский Союз получает доступ в Восточную Европу, будет там практически безраздельным хозяином и у Сталина будет своя сфера влияния.
Черчилля это раздражало, потому что, например, Польша всегда считалась союзником Великобритании. В этом регионе на базе Польши строилась вся система Союза в поддержании СССР в довоенный период. А теперь Польша, Чехословакия, Румыния, Болгария, часть Германии переходили в сферу влияния Советского Союза. Рузвельт относился к этому спокойнее, потому что считал, что если на Ялтинской конференции разграничили сферы влияния, то их надо придерживаться. А Черчилль хотел, чтобы американские войска первыми взяли Берлин и Прагу, вразрез с соглашениями в Ялте. Но на тот момент американцы не были готовы к такой конфронтации с Советским Союзом.
Трумэн был уже совсем другой фигурой. Он изначально был известен своими антисоветскими настроениями. Поэтому в этом плане Черчилль и Трумэн нашли общий язык.
"Но, повторюсь, Черчилль не до конца присутствовал на Потсдамской конференции, потому что его партия проиграла выборы, и его сменил Эттли, который в принципе придерживался той же линии, что и Черчилль", – отметил историк.
Он подчеркнул, что Сталин находился в более выигрышной позиции, потому что Красная Армия показала себя очень мощной силой. Ни Черчилль, ни Рузвельт, возможно, даже не могли подумать в феврале 1945 года на Ялтинской конференции, что Красная Армия возьмет Берлин.
"Сталин вел себя уверенно на всех конференциях. Черчилль представлял уходящую Британскую империю и понимал, что ее сохранение в перспективе не получится. С другой стороны, Соединенные Штаты вышли победителями из Второй мировой войны, как и из Первой мировой, когда они укрепили свое экономическое положение, а по итогам Второй мировой войны геополитическое и военно-стратегическое. То есть Потсдамская конференция показала, что в мире остаются две реальные силы: США и Советский Союз", – говорит Романько.
Зачем нужен был Совет министров иностранных дел
В ходе Потсдамской конференции был утвержден проект американской делегации об учреждении Совета министров иностранных дел. И хотя, отметил историк, это не главное решение конференции, но это был контрольный механизм по заключению мирных договоров между союзниками и сателлитами нацистской Германии, поскольку Германия не одна участвовала в преступлениях против мира.
Вместе с ней, продолжил профессор, были ее союзники: Финляндия, Венгрия, Словакия, Румыния, Болгария и Италия. Все эти государства выходили из войны на той или иной стадии. Италия, например, капитулировала еще в сентябре 1943 года, когда арестовали Муссолини. Румыния и Болгария вышли по итогам наступления Красной Армии, а Венгрия оставалась союзником нацистской Германии до конца.
"У соседей этих стран были к ним претензии, надо было урегулировать эти вопросы и заключить мирные договоры. Совет министерств иностранных дел должен был заниматься разработкой этих договоров", – пояснил эксперт.
Потсдамская конференция
© Sputnik / Виктор Доброницкий
Что делать с Германией?
Романько отметил, что Потсдамская конференция в основном занималась германским вопросом. Прежде всего тем, что делать с Германией? По его словам, с Германией в том виде, в каком она была, никакого мирного договора никто заключать не собирался. Она должна была быть переустроена по принципу трех "Д": демилитаризация, денацификация и демократизация.
Германия была разделена на четыре зоны оккупации, которые были определены еще на Ялтинской конференции. Руководил ею союзный контрольный совет, и в каждой из зон была своя советская военная администрация. Эти структуры должны были заниматься демилитаризацией, подразумевавшей ликвидацию военной промышленности до такого уровня, чтобы от Германии никогда больше не исходила угроза миру.
"Потому что на тот момент была такая точка зрения, что обе мировые войны развязала нацистская Германия", – сказал Романько.
Вторая задача – это денацификация. Все, что было связано с нацистской партией, ее филиалы и аффилированные структуры уничтожались, а виновные в преступной политике нацистов должны были быть осуждены. В этой связи одним из решений Потсдамской конференции было создание международного трибунала, известном как Нюрнбергский. На конференции был оглашен список главных военных нацистских преступников, подлежащих суду на этом трибунале. Советский Союз настоял на том, чтобы их имена были озвучены публично, опасаясь, что западные союзники не привлекут их к суду, а накажут лишь мелких сошек.
И третья – демократизация. То есть Германия должна была стать полноценным демократическим государством. И прежде всего, единым.
"Хоть Германия и была разделена на четыре зоны оккупации, подразумевалось, что рано или поздно она все-таки объединится, когда все эти процессы пройдут. Но не все думали, что Германии лучше оставаться единой. Еще на Тегеранской конференции такие идеи возникали у Черчилля, а ближе к Потсдамской конференции у Трумэна, что лучше Германию как-то поделить. Вот как она была до возникновения Германской империи в XIX веке конгломератом государств, сделать ее опять такой же. Но Сталин, кстати, был против этого. Он считал, что немецкий народ не должен отвечать за преступления нацистов, что не стоит распространять коллективную ответственность на всех немцев", – отметил Романько.
Еще одним важным решением он обозначил репарации – возмещение ущерба, который нанесла Германия и ее союзники СССР. Сумма всех репараций была определена в размере 20 миллиардов долларов золотом.
Историк заметил, что это была огромная по тем временам сумма. Из них половину получал Советский Союз. Было решено, что Советский Союз получает репарации от Германии из своей зоны оккупации, а также процент из зарубежных активов Германии и западной зоны оккупации.
"Плюс, например, Польская республика получала репарации из доли Советского Союза, что тоже было немаловажно. А мы сейчас знаем, поляки какие-то репарации от Советского Союза требуют за какую-то мифическую оккупацию, хотя на самом деле СССР и сам помогал Польше, и германские репарации отдавал для восстановления и так далее", – отметил историк.
Сталин не мог согласиться на то, чтобы уйти из Польши
Взаимоотношения с Польшей в тот момент он называет крайне важными, поскольку она была краеугольным камнем блоков и санитарных кордонов, которыми хотели окружить Советский Союз еще в межвоенный период. И для Черчилля Польша была очень важной страной. Он считал, что Польша должна вернуться к довоенным порядкам – такая антисоветская буржуазная страна, которая являлась бы буфером между СССР и Германией. Но ситуация "на земле" уже была совершенно другой. Польша была освобождена Красной Армией, Советский Союз потерял там 600 тысяч солдат и офицеров, и, естественно, Сталин не мог согласиться на то, что Советский Союз освобождает, а потом уходит.
"Об этом и речи быть не могло, хотя Черчилль на этом настаивал. Новая общественная и политическая реальность в странах Восточной Европы стала формироваться под контролем Советского Союза", – сказал профессор.
Как в Потсдаме поделили границы Европы
Следующее очень важное решение Потсдамской конференции – это границы Польши по рекам Одеру и Нейсе. Польша значительно увеличилась на западе, и в сегодняшнем виде она сформировалась именно на Потсдамской конференции, говорит он.
Другое важное решение, касающееся Советского Союза, – это передача города Кенигсберг, нынешнего Калининграда, и Калининградской области.
"И масса других мелких выводов, потому что конференция шла с 17 июля по 2 августа, прошло 13 пленарных заседаний, на каждом из которых решались те или иные вопросы, в том числе о вступлении СССР в войну против Японии", – отметил Романько.
В других странах, добавил он, границы особо не менялись, если не считать, что через три года после этого возникли два германских государства – ГДР и ФРГ.
"Если мы говорим о территориях, которые больше всех приобрели, то это, конечно, Польша. Разумеется, Советский Союз частично изменил свои территориальные конфигурации. Я упоминал Калининград. Плюс за Советским Союзом, естественно, были утверждены все его приобретения с 1939-го по 1940 год: Прибалтика, Западная Украина, Западная Белоруссия и Буковина. По итогам войны с Японией был возвращен южный участок Сахалина, приобретены Курильские острова и так далее. И в этом плане, конечно же, нерушимость будущих границ в Европе тоже была одним из краеугольных камней всей системы Ялтинско-Потсдамских отношений", – пояснил историк.
Он отметил, что после распада советского блока эти границы стали меняться, хотя некоторые, например, в Польше, до сих пор остаются нерушимы. Хотя в Германии иногда раздаются голоса реваншистов, что если распался советский блок и аннулирована вся эта система, тогда Германия должна получить обратно свои территории, прежде всего, Силезию.
"Но, естественно, в нынешней геополитической ситуации никто Германии не позволит отнять эту территорию у Польши", – заключил Романько.
Переговоры в Потсдаме имели неоднозначные последствия и показали, что между союзниками имеются разногласия. Тем не менее, сохранялась возможность разрешать их путем компромиссов. Конференция подвела черту под шестилетним периодом мировой войны. Однако впоследствии сотрудничество стран антигитлеровской коалиции уступило место Холодной войне.