В 1992 году народ Южной Осетии встречал миротворцев со слезами на глазах - Тадтаев

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Диана Козаева, Sputnik
За месяц до ввода миротворцев в Южную Осетию Алан Тадтаев получил ранение и некоторое время проходил лечение в Северной Осетии. Но, узнав, что формируется североосетинский батальон, он тут же записался в его ряды и уже 14 июля 1992 года вместе с ними заходил в республику.
В Южной Осетии в понедельник отмечают День миротворца — 33 года назад, 14 июля 1992 года, в республику был введен Смешанный контингент по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта. Миротворческая операция была одним из условий Сочинских соглашений, подписанных главами России, Грузии, Северной и Южной Осетий, об основных принципах урегулирования конфликта.

Где люди достали цветы?

Больше всего ему запомнилось, как измученный и уставший от постоянных обстрелов народ встречал российских миротворцев, принесших долгожданный мир – со слезами на глазах, с цветами.
"Даже гости, которые были в составе первых миротворцев и приехали сегодня в республику, почему-то удивлялись тому, откуда люди достали цветы, которые 33 года назад они кидали военнослужащим. Я сказал, что здесь почти у каждого в огороде растут цветы, вот они и собрали их и в знак благодарности кидали на машины, бронетранспортеры, технику, которая заезжала 14-го числа в Южную Осетию. Можно сказать, что люди вздохнули", – говорит Алан Тадтаев.
Сегодня он депутат парламента республики. В рядах миротворческих сил начинал с должности замкомандира взвода и дослужился до замкомандира батальона по технике и вооружению.
По его словам, весна-лето 1992 года был особенно тяжелым периодом, тогда происходило одно из самых ожесточенных противостояний с грузинскими бандформированиями, которые кратно превышали число защитников Южной Осетии.

"Но, несмотря ни на что, ребята держались до прихода миротворцев, отстояли свою землю. Наверное, не было ни одного человека, который в тот момент находился в Южной Осетии, который бы мог сдержать слезы радости, когда в республику вошли миротворцы", – сказал Тадтаев.

Он рассказал, что в первое время у всех сторон были опасения в том, смогут ли трехсторонние силы взаимодействовать в полном объеме и выполнять возложенные на них задачи.

Такой миротворческой операции в мире не было

Тадтаев напомнил, что первыми командующими российского, североосетинского и грузинского батальонов были генерал-лейтенант Геннадий Филатов, генерал-лейтенант Станислав Суанов и генерал Георгий Георгадзе. Он отметил, что именно путем взаимодействия командующих оно наладилось и между батальонами, их разделили по зонам ответственности на линии разграничения. Там, где соприкасались грузинские и осетинские стороны, были выставлены посты миротворцев. В села, где преимущественно проживали люди осетинской национальности, были выставлены посты батальона от Северной Осетии, а там, где компактно проживали грузины, стояли посты грузинского батальона. Что касается границы, то вдоль нее в основном стояли миротворцы Российской Федерации. Именно они выполняли роль разграничителей.
"Такой миротворческой операции до этого времени в мире не было. Это была уникальная операция. И российский батальон, и батальон от Северной Осетии, и грузинский батальон справлялись со своими задачами. После 14 июля 1992 года прекратились боевые действия, наступил хоть и хрупкий, но относительный мир. Люди, которые до того момента не уехали из республики, начали налаживать мирную жизнь: обрабатывать свои земли, поднимать народное хозяйство. И, конечно, политическому руководству тоже было чуть легче делать шаги по укреплению государственности", – говорит бывший миротворец.
Алан Тадтаев
Он подчеркнул, что эти шаги, сделанные в условиях хрупкого мира, и привели к дню независимости и признанию Южной Осетии, в первую очередь со стороны Российской Федерации, а потом и других стран.
Тадтаев рассказывает, что при этом не обходилось и без провокаций со стороны грузинских сослуживцев, но благодаря взаимодействию командования сторон все ситуации решались.

"Можно сказать, что как таковых инцидентов из ряда вон выходящих между подразделениями миротворческих сил начала нулевых не было. Было понимание задач, которые перед нами стояли: сохранение мира, порядка, реагирование на многочисленные провокации, которые устраивались грузинской стороной. Но вместе с тем миротворческие силы до 2008 года справлялись со своими задачами", – сказал политик.

Одним из самых ярких личностей в период миротворческой операции был командующий ССПМ в зоне конфликта генерал Станислав Набздоров. По словам Тадтаева, генерала Набздорова отличало требование порядка во всем, молниеносная реакция на любые происшествия и быстрое принятие решений. Он вспоминает, что, когда возникали критические ситуации, не надо было долго ждать, чтобы что-то зашевелилось.
"Мы знаем, как иногда работает бюрократический механизм. Генерал Набздоров все решения принимал вовремя, давал поручения подразделениям, которых касалось урегулирование критических ситуаций, а они уже выполняли свои задачи", – отметил он.
Тадтаев напомнил, что в миротворческих силах действовали трехсторонние наблюдатели. По его словам, очень большую работу выполняли именно эти наблюдатели, поскольку все три стороны были представлены на каждом блокпосту. Они дежурили там на круглосуточной основе и в полной мере информировали руководство о ситуации. Все спорные моменты, возникавшие в зоне их ответственности, в основном решались на месте.
"Каждая из сторон по мере своих возможностей старалась находить решения на месте, и осетинская сторона не возражала против присутствия грузинских и российских представителей на своих блокпостах. В свою очередь, грузинская сторона также не имела возражений против присутствия осетинских наблюдателей. Таким образом, картина всегда была ясной: с какой стороны произошла провокация и кто в этом виноват. Не нужно было искать виновных где-то на стороне", – рассказал бывший миротворец.

В 2008 году Грузия показала свое истинное лицо

Он отметил, что до августа 2008 года удавалось как-то регулировать кризисные моменты, возникавшие на линии разграничения между Грузией и Южной Осетией. И даже когда в 2004 году обстановка предельно накалилась, миротворцы проявили все свои качества и смогли снять кризис без значительных потрясений. Однако, заявил Тадтаев, в 2008 году Грузия вновь показала свое истинное лицо, вернувшись к прежнему амплуа.
"Незадолго до конфликта, когда напряженность нарастала и каждый день город Цхинвал и близлежащие села подвергались массированным обстрелам, миротворцы все же старались как-то регулировать ситуацию. Мы надеялись, что все обойдется и напряжение спадет, но за два дня до 8 августа штаб миротворческого контингента Грузии, дислоцированный в городе Цхинвал, неожиданно снялся и выехал в неизвестном направлении, не предупредив никого. Хотя ранее все спорные моменты согласовывались и решались совместно. После этого бегства уже начались массированные атаки", – вспоминает политик.
Миротворцы в Южной Осетии также были приведены в полную боевую готовность; весь личный состав выдвинулся на пункты несения службы по периметру и к тому же оказывал помощь силам самообороны и министерству обороны республики. В ночь с 7 на 8 августа, когда стало ясно, что это – война, когда бывший командующий миротворческими силами Грузии заявил по телевидению о намерении Грузии установить конституционный строй в республике, все поняли, что переговоров по этому вопросу уже не будет.
"Народ встретил вас слезами радости": президент Южной Осетии наградил миротворцев ССПМ
Тадтаев вспоминает, какие силы были брошены на спящий Цхинвал. По городу и населенным пунктам республики активно работали танки, авиация, артиллерия, ствольная артиллерия и системы залпового огня. Миротворцы были вынуждены перейти к обороне.
Он подчеркивает, что благодаря героизму защитников республики удалось выстоять, пока на помощь народу шла российская армия.
По его словам, он отчетливо помнит, как грузинские танки вошли в город, как они шли по центральным улицам столицы, вплоть до Привокзальной площади, где рядом со штабом миротворцев был организован первый отряд, который начал оказывать сопротивление врагу.
Тадтаев отметил, что к тому времени в разных районах республики уже были подбиты грузинские танки. Но сплочение сил самообороны различных подразделений силовых структур Республики Южная Осетия и миротворческих сил происходило именно рядом со штабом миротворческих сил.
На тот момент командующим осетинской стороной был полковник Казбек Фриев, который всегда находился на связи, как и командующий миротворческими силами Российской Федерации Марат Кулахметов.
Когда защитникам города удалось подбить на Привокзальной площади три танка одновременно, это воодушевило всех, говорит политик. Многие защитники до этого были вынуждены оставить свои передовые позиции, но там они организовались и перешли от обороны к активному наступлению.
Руководство Южной Осетии возложило цветы к памятнику миротворцам
В это же время, возле батальона миротворческих сил на улице Миротворцев была организована первая группа сопротивления, которую возглавил экс-президент Анатолий Бибилов, также состоявший в рядах миротворцев.
"Ребята сплотились и начали зачищать город, распределяясь по группам и улицам, чтобы освободить Цхинвал от захватчиков, которые в ночь с 7-го на 8-е августа вошли в город. Многие уже не верили в возможность победы. Однако героизм, который проявили защитники Южной Осетии, воодушевил мирное население, прятавшееся в подвалах. Мы по мере возможности приходили к людям, приносили воду и еду, старались подбодрить, дать надежду, что все будет хорошо, несмотря на информацию, которую они получали извне. В кризисной ситуации люди часто начинают додумывать события самостоятельно. Но эти трое переломных суток, предшествовавшие вводу российских вооруженных сил и операции по принуждению Грузии к миру, стали решающими. Защитники республики выстояли в сложнейших условиях", – сказал Тадтаев.
Он также подчеркнул героизм и отвагу российских миротворцев, находившихся в разных частях города Цхинвал, особенно в микрорайоне Шанхай, которые первыми приняли на себя удар грузинской военной техники.
"Эти молодые ребята, среди которых были и срочники, и офицеры, а также женщины военнослужащие, работающие в медицинских службах и хозблоках, первыми приняли удар. К сожалению, без потерь не обошлось ни с российской стороны, ни со стороны осетинских миротворцев. Мы должны помнить и чтить их память, ведь именно их мужество и самоотверженность сыграли огромную роль в том, что сегодня мы живем в независимой и признанной Республике Южная Осетия", – заявил политик.

Как защищены права миротворцев

После размещения в Южной Осетии четвертой российской военной базы и подписания договора об охране государственной границы республики силами Пограничного управления ФСБ Российской Федерации роль миротворцев была снята с повестки дня. Было решено расформировать миротворческий батальон. Некоторым молодым людям, проходившим службу в миротворческих силах, было предложено продолжить службу на 4-й военной базе.
Тадтаев обратил внимание, что на сегодняшний день нельзя утверждать, что права миротворцев полностью защищены, поскольку их стаж не считается полностью эквивалентным службе в вооруженных силах. Он пояснил, что в зависимости от стажа службы миротворцы получают надбавку: до десяти лет службы — около трех тысяч рублей, больше десяти лет — в размере пяти с лишним тысяч рублей.
Гаглоев: ввод миротворцев позволил Южной Осетии перейти от войны к созиданию
Он считает важным проработать этот вопрос, поскольку некоторые граждане Южной Осетии отслужили в миротворческих силах с 1992-го по 2009 год.
"Это уже тот срок, по которому можно смело уходить на пенсию в военных организациях, с военной службы Российской Федерации и других стран тоже. К сожалению, этот миротворческий стаж не полностью засчитывается как служба в вооруженных силах, что крайне неприятно. Батальон миротворческих сил имел вооружение и технику, выполнял поставленные задачи, как полноценное военное подразделение", – заметил Тадтаев.
По его словам, над этим вопросом работали несколько созывов парламента. И те выплаты, которые сегодня получают миротворцы, были достигнуты именно благодаря договоренностям с Российской Федерацией. Он уверен, что, если вплотную поработать с коллегами из Государственной Думы, Совета Федерации, то можно достичь прогресса в этом вопросе.

Мира и здоровья

Своим бывшим сослуживцам Алан Тадтаев пожелал в этот день мира на всей земле, "и конечно же, здоровья, потому что многие из нас уже люди в возрасте".
"Сегодня у нас республика независимая, все спокойно, нашим людям не приходится по ночам вставать и бежать на службу. Дай Бог, чтобы республика никогда не забывала миротворцев", – добавил он.
После войны в августе 2008 года Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта прекратили свое существование. Формально полностью расформированы силы ССПМ были в декабре 2009 года. Осетинский батальон был ликвидирован решением президента России от 18 июня 2009 года № 6031 "О расформировании миротворческого батальона от Республики Северная Осетия-Алания".