ЦХИНВАЛ, 10 июл — Sputnik. Согласно сообщениям СМИ, Китай и Индия выступают против полноправного членства Турции в БРИКС. При этом Анкара приняла участие в прошедшем 6-7 июля саммите БРИКС в Бразилии - Турцию там представил глава МИД страны Хакан Фидан.
О том, к чему может привести вступление Турции в БРИКС и почему Пекин и Нью-Дели выступают против него, Sputnik рассказал политолог Андрей Суздальцев.
Член НАТО в БРИКС?
Состав БРИКС за последние годы заметно расширился, что не может не радовать его основателей - в первую очередь Россию, Индию и Китай. Однако в данной ситуации потенциальное членство Турции в организации вызывает противоречивую реакцию, в первую очередь, говорит Суздальцев, потому, что Турция является полноправным членом НАТО, и ее армия - самая большая в рамках блока.
"Есть определенные противоречия и внутри самого БРИКС - расширение состава неизбежно привело к появлению различий в точках зрения и политических курсах стран-членов. Учитывая сложности на мировой арене и новую администрацию США, с которой отношения еще не до конца оформлены, ситуация с Турцией "лишь добавляет расколов", - говорит политолог.
Стремления Анкары
Турция в принципе ведет очень сложную и умную политику, оставаясь постоянно нужной, "вечным посредником" во всех конфликтах и противостояниях: это и вопрос поставок газа в Европу, и переговоры между Россией и Украиной, и, в данном случае, посредничество между Западом и Глобальным Югом в рамках БРИКС.
При этом такое посредничество выгодно лишь "до определенного момента" - когда оно вступит в противоречие с национальными интересами самой Турции.
"Когда необходимо какие-то личные, так сказать, национальные интересы, поставить впереди, она действует мгновенно. И это может вызвать в блоке напряжение," - говорит политолог.
Китай и Индия, по мнению Суздальцева, видят Турцию скорее непосредником, а точкой раздора.
"Они боятся конфликтного потенциала. А Турция имеет конфликтный потенциал, она не миротворец, она посредник. Это напоминает ситуацию в Сирии, как Турция просто отвоевала Сирию. Это очень опасно", - объясняет эксперт.
Однако не следует забывать, что ключевыми игроками в БРИКС являются все-таки именно Россия, Индия и Китай, и, "если они не пожелают раскола, раскола не будет, но потери для блока могут быть", добавляет он.
Хорошо знакомые партнеры
Суздальцев напомнил, что отношения России с Турцией остаются своеобразными многие годы, и безотносительно вступления Анкары в БРИКС.
"Для примера: Турция категорически поддерживает территориальную целостность Украины и считает Крым, не говоря уже о других территориях, исконно украинскими, хотя по договорам еще 18-го века это территория России. Она поставляет оружие на Украину. И при этом мы там строим атомную станцию... мы перевозим через Турцию огромное количество газа, зерна и так далее, там отдыхает несколько миллионов наших граждан", - отмечает эксперт.
Учитывая сложную историю взаимоотношений между Россией и Турцией, включающей в себя двенадцать войн, существует определенное взаимопонимание между двумя странами. Поэтому, несмотря на все противоречия, отношения между Москвой и Анкарой, представляющие собой постоянный переговорный процесс, сложные, но это "не является катастрофой".
"Надо сказать, что Турция тоже в России заинтересована, ведь ее огромная ценность, как глобального посредника на краю Евразии, в том, что она имеет контакты с Москвой. Без Москвы она никому не нужна", - добавляет Суздальцев.
Так быть или не быть?
Несмотря на все сложности, Россия заинтересована во вступлении Турции в БРИКС, однако при этом Москва "осторожно" укрепляет созданный ею блок, стремясь постепенно превратить его из переговорной площадки в "сильный фактор".
На сегодняшний день, несмотря на последовательное расширение, БРИКС является блоком, созданным вокруг основных игроков - России, Китая, Индии, Бразилии и Южной Африки.
"Что такое Бразилия? Это, считайте, вся Южная Америка. Что такое Индия? Это, считайте, Ближний Восток и вся Южная Азия, включая Индонезию... не говоря уже о Китае", - объясняет эксперт неофициальную структуру организации.
А новые члены, особенно такие неоднозначные, как Турция, могут эту структуру, это единство вокруг ключевых игроков разрушить, а значит, подбирать их будут "очень серьезно", заключил Суздальцев.