Диана Козаева, Sputnik
Главный результат соглашения о прекращении огня в Приднестровье заключается в том, что на берегах Днестра за более чем три десятилетия не прозвучало ни одного выстрела, сказал в интервью Sputnik обозреватель Sputnik Молдова Александр Исаев.
9 июля 1992 года в Хельсинки президенты России, Молдовы и Румынии подписали соглашение о прекращении огня в Приднестровье, завершившее активную фазу вооруженного конфликта. На тот момент благодаря дипломатическим усилиям России удалось избежать гражданской войны.
Сейчас мир в зоне приднестровского конфликта поддерживают совместные миротворческие силы, в которые входят 402 российских военнослужащих, 492 приднестровских и 355 молдавских. Контингент несет службу на 15 стационарных постах и КПП, которые размещены на ключевых участках зоны безопасности.
Миротворческая операция доказала свою эффективность
"Это важнейшее и ключевое событие, потому что прекратилась горячая фаза братоубийственных конфликтов в районе Днестра, который никогда не был ни этническим, ни религиозным, ни национальным. Это была фактически гражданская война между людьми на двух берегах Днестра, разразившаяся на фоне общей политической турбулентности, охватившей тогда пространство бывшего Советского Союза", – сказал Исаев.
По его словам, никто не гордится тем, что произошло в 1992 году, ни в Кишиневе, ни в Тирасполе, люди на обоих берегах Днестра хотят мира. Однако, подчеркнул журналист, это не касается правящей элиты, у которой совершенно иное мнение о событиях, связанных с процессом приднестровского урегулирования.
"Главный результат десятилетий, прошедших после подписания соглашения, заключается в том, что на берегах Днестра не прозвучало ни одного выстрела. Как не устают подчеркивать в Тирасполе, это свидетельствует об эффективности российской миротворческой операции. Миротворцы, находящиеся в Приднестровье, эффективно выполняют свои функции. И операция сохраняет свою эффективность и значимость, даже несмотря на недавние события и то, что Молдова оказалась на окраине боевых действий, происходящих на Украине", – уверен Исаев.
Он также назвал миротворческую операцию неотъемлемой частью процесса приднестровского регулирования — переговорного процесса, который сейчас находится в состоянии коллапса. Хотя торможение в этом процессе наблюдалось на протяжении многих лет.
Мир, поддерживаемый Россией, признается всеми, кроме властей Молдовы
Исаев напомнил, что в Тирасполе неизменно заявляли о нежелании Кишинева идти навстречу, контактировать и рассматривать Тирасполь как равную сторону. В Кишиневе же настаивали на своем, относясь к Тирасполю с подозрительностью и недоверием. К моменту начала боевых действий на Украине этот процесс уже демонстрировал значительную степень стагнации и фактически прекратился.
Журналист напомнил и о ключевом формате приднестровского урегулирования под названием "пять плюс два". В нем участвуют Кишинев и Тирасполь как стороны конфликта, Россия, Украина, ОБСЕ — в качестве посредников, Евросоюз и США — как наблюдатели. Последнее заседание на уровне министров иностранных дел стран-посредников и наблюдателей прошло осенью 2019 года в Братиславе.
"В Приднестровье подчеркивают, что этот формат остается наиболее эффективным. Все попытки его подорвать обычно происходят из желания вытеснить Россию из миротворческого процесса. В настоящее время к политике Российской Федерации относятся крайне враждебно; звучат обвинения в том, что Россия ведет гибридные атаки и войну против Молдовы", – сказал Исаев.
Он добавил, что это типичное поведение людей, нанятых Западом для разрушения дружественных стратегических отношений между Молдовой и Россией. Именно так, подчеркнул журналист, поступает сейчас правящий режим.
Вместе с тем, говорит Исаев, ситуация в замороженном конфликте в Приднестровье остается стабильной и предсказуемой. Продолжаются контакты между представителями Молдовы и Приднестровья, регулярно проводятся заседания Объединенной контрольной комиссии — органа, регулирующего миротворческую операцию на Днестре.
По его словам, этот мир, поддерживаемый Россией и ее миротворцами, признается всеми, кроме нынешних властей Молдовы, которые настаивают на том, что Приднестровье оккупировано Россией. Исаев отметил, что власти следуют методичке и нарративам, навязанным Западом.
Миротворцы – не препятствие
Исаев отметил, что в правящих кругах Молдовы присутствие российских миротворцев не рассматривается как серьезное препятствие для вступления страны в Евросоюз. Считается, что как только переговоры достигнут определенных этапов, и вступление в ЕС станет реальным, власти будут вынуждены под давлением собственного населения активизировать процесс приднестровского урегулирования.
Однако, полагает журналист, они не собираются предпринимать никаких шагов в этом направлении, полагая, что интеграция в ЕС приведет к тому, что Приднестровье само собой вольется в состав Молдовы, желая получить обещанные Брюсселем и Кишиневом преимущества.
Он посчитал важным отметить, что к российским миротворцам у Кишинева официальных претензий нет – он называет оккупационными силами тот российский контингент, который охраняет склады "Арсенала" в селе Колбасна.
Склад боеприпасов в приднестровском селе Колбасна, расположенном недалеко от границы с Украиной, является одним из самых больших в Европе. На территории Приднестровья расположена оперативная группа российских войск, являющаяся преемницей 14-й общевойсковой армии, которая после распада СССР была переведена под юрисдикцию России.
Исаев пояснил, что многие боеприпасы уже пришли в такое состояние, что не подлежат транспортировке. Были разные проекты по их утилизации на месте, но с началом боевых действий на Украине на этом вопросе был поставлен крест. Именно вывода российских военнослужащих из этого района добивается Кишинев, на основании чего и заявляет об "оккупации" Приднестровья.
"Их совершенно не волнует вопрос о том, кто будет охранять эти склады. Ученые неоднократно отмечали, что если там что-то произойдет, то взрыв будет такой силы, что его почувствуют и в Румынии, и на Украине, и сейсмические станции его зарегистрируют", – отметил он.
Поэтому присутствие российских миротворцев на складах — это не вопрос чьей-то воли, а необходимость, особенно на фоне происходящего вокруг Украины, добавил эксперт.
Исаев заявил, что все события на Украине непосредственно касаются и Приднестровья. Он напомнил, что в украинских СМИ и правительственных кругах периодически звучит провокационная риторика о том, что "неплохо было бы ударить по Приднестровью, захватить этот арсенал в интересах украинских вооруженных сил".
Он считает, что киевские власти действительно стремятся расширить конфликт, чтобы он охватил несколько стран. Поэтому главный вызов для Приднестровья сегодня – это сохранение мира, и республика с этим пока справляется.