Корея или Китай: эксперт объяснил причины роста импорта автомобилей в Россию

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Согласно статистическим данным, в апреле 2025 года Россия импортировала из Южной Кореи легковых автомобилей на рекордные за два года 90 миллионов долларов. О том, почему растет импорт корейских авто на фоне поддерживаемых Южной Кореей антироссийских санкций, - в материале Sputnik.

Причины роста импорта

По словам автомобильного эксперта Яна Хайцеэра, в первую очередь речь идет об импорте подержанных автомобилей премиального класса в возрасте около трех лет. Способствует росту импорта и сбалансированная цена, и в целом неплохое состояние авто, а также морское сообщение между Кореей и Владивостоком, куда эти автомобили доставляются.

"Корея - один из крупнейших мировых производителей автомобилей. Страна достаточно богатая, поэтому там эксплуатируются не только автомобили корейского производства, но и европейского. Поэтому чаще всего можно наблюдать, что оттуда везут различные модификации BMW, прежде всего, X5", - говорит Хайцэер.

Кроме того, российский потребитель привык к прежним и надежным брендам - так, корейские Kia и Hyundai давно зарекомендовали себя как надежные авто. До 2022 года из Южной Кореи шли официальные поставки, да и на территории России действовали заводы этих марок, напоминает Хайцэер: бренды из России ушли, но любовь к надежным корейским машинам осталась.
Китай впервые за полгода нарастил поставки легковых автомобилей в Россию

Санкционный режим и утильсбор: мешают или нет

Южная Корея присоединилась к режиму санкций против России, введенных после начала специальной военной операции. По этой причине официальных поставок корейских автомобилей в Россию больше нет, хотя те же Kia и Hyundai привозят при помощи параллельного импорта. Есть и другие лазейки, касающиеся именно подержанных автомобилей. Например, говорит Хайцэер, специальное оформление документов, которое помогает скрыть истинного покупателя автомобилей.
Что касается утильсбора, он напоминает, что для физических лиц льготный утильсбор на автомобили с объемом двигателя до трех литров по-прежнему составляет 3,4 тысячи рублей.

"Это намного дешевле, чем утильсбор на машины, которые привозятся с целью перепродажи, в таком случае утилизационный сбор во много раз больше - от 600 тысяч рублей. Поэтому преимущественно ввозятся автомобили именно такого небольшого литража, и если их покупает непосредственно тот, кто будет эксплуатировать автомобиль не менее года, то он платит минимальный утилизационный сбор", - объясняет эксперт.

То же самое касается и автомобилей, закупаемых юридическими лицами. Чаще всего это тоже малолитражки, поскольку даже в таком случае коммерческий утильсбор ниже, чем на многолитражные авто.
Повышение утильсбора в России приведет к росту цен на все товары, предупредил эксперт

Официальные поставки и конкуренты из Китая

В марте 2025 года в официальных дилерских центрах возобновились продажи южнокорейских автомобилей от KGM, ранее известных российскому потребителю как SsangYong. KGM стал первым не китайским производителем автомобилей, официально "вернувшихся" в Россию после введения санкций. Бренд, однако, не обладает большой популярностью среди автолюбителей, поскольку не зарекомендовал себя высокой надежностью.

"Он (SsangYong - прим. ред.) не был очень популярным, потому что это не самые лучшие и надежные автомобили из Кореи. Более того, мне кажется, что большое количество комплектующих там из Поднебесной... Действительно, они поменяли название, несколько изменен облик за то время, пока их не было, и снова пошли поставки на территорию России. Но могу сказать, что уже предоставляются большие скидки, потому что, по всей видимости, какой-то излишней популярностью они не пользуются", - говорит Хайцэер.

Причем SsangYong не имел сильных позиций и до своего ухода из России в 2019 году, несмотря на то, что некоторые модели собирались на территории РФ. Среди корейского автопрома более популярны и востребованы были и остаются Kia и Huyndai, повторяет эксперт.
Однако при всей своей популярности корейский автопром не сможет в полной мере заменить китайский импорт, и причина тому, говорит Хайцэер, всего одна: Южная Корея по-прежнему поддерживает санкции против России, а значит, официальных полномасштабных поставок не предвидится. В отличие от китайского автопрома, который поставляется в Россию официально, с полной гарантией от производителя и в большом количестве.
Нет никакого кризиса: экономист оценил роль нового суверенного кредитного рейтинга России