ЦХИНВАЛ, 20 мая – Sputnik, Фатима Плиева. В Южной Осетии сегодня вспоминают жертв Зарской трагедии. Траурные мероприятия прошли у памятника на пригорке над селом Зар — именно здесь 33 года назад грузинские неонацисты расстреляли колонну беженцев.
Первыми к подножию мемориала "Скорбящая мать" вместе с президентом Аланом Гаглоевым и послом РФ в Южной Осетии Маратом Кулахметовым подошли родственники погибших. В течение почти часа нескончаемый поток людей со всех уголков республики склонял головы в память о жертвах одной из самых трагических страниц истории Южной Осетии. У подножия памятника росли стопки роз и гвоздик — живое свидетельство того, что, несмотря на прошедшие 33 года, память жива.
Гаглоев в своем выступлении подчеркнул важность сохранения памяти об этих трагических событиях.
"Уроки истории, забытые народом, имеют свойство повторяться. Сегодня не только мы чтим память погибших — с раннего утра наши северные братья передавали слова поддержки. Трагедия не забыта", — сказал глава государства.
Президент напомнил, что самому младшему в колонне, Батрадзу Кабисову, было всего 10 лет — он был ровесником Гаглоева.
"Сегодня бы он жил, растил детей… Но враг тогда не мог насытиться кровью", — добавил он.
В траурном митинге также участвовал Леонид Тибилов —экс-президент республики, руководитель южноосетинского отделения международного общественного движения "Высший совет осетин". Он отметил, что в 1992 году, когда республика делала первые шаги как самостоятельное государство, враг поставил себе цель — уничтожить осетинский народ.
"Мы связали свою судьбу с Россией ради спокойного будущего, чтобы трагедии, подобные Зарской, Ередской и Цинагарской, больше никогда не повторялись", — подчеркнул он.
На митинг пришла и Жанна Мещерякова — в тот роковой день ее 24-летний сын поехал в село Цон, чтобы помочь бабушке, ветерану Великой Отечественной войны.
"Моему сыну не суждено было узнать радость отцовства, построить свою жизнь, он и до бабушки не сумел добраться. Спасибо всем, кто приходит сюда, чтобы почтить его память и память других жертв", — сказала она.
Мещерякова также призвала всех к миру и единству ради памяти погибших.
"У нас есть одно хорошее качество — мы умеем объединяться в горе. Но мы не умеем радоваться вместе. Давайте учиться и этому", — отметила она.
Особое внимание вызвало выступление представительницы комитета "Матери Беслана" Аннеты Гадиевой, приехавшей на митинг из Северной Осетии.
"Сегодня хочется просто молчать, опустив голову… Но если говорить — хочется, чтобы те, кто на небесах, гордились своим народом. Они видят, как мы все эти годы шли тернистым путем борьбы за независимость", — сказала она.
Гадиева подчеркнула, что в самые тяжелые моменты истории Осетия всегда была едина — так было в 2004-м, так было и в 2008 году.
"Наши дети должны воспитываться так, чтобы они были настоящими мужчинами — защитниками женщин и детей. Чтобы никто никогда не повторил то, что было на Зарской дороге и в Беслане. Мы должны их воспитать иначе, не подобно тем кавказским мужчинам, которые стреляли в детей в Беслане и Зарской дороге", — отметила она.
Жертвами Зарской трагедии, признанной одной из самых страшных в новейшей истории Южной Осетии, стали 33 человека, 14 — получили ранения. Самому младшему из погибших было 10 лет, самому старшему — 73.
На месте трагедии в 2007 году был открыт мемориальный комплекс. Памятник представляет собой бронзовую скульптуру молодой женщины на фоне креста, которая пытается укрыть руками от пуль своего ребенка. У ног скульптуры установлены мраморные плиты с надписями – именами жертв Зарской трагедии.