Я горжусь, что ношу эту память: правнук Героя СССР о подвиге, патриотизме и воспитании

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Sputnik, Аманда Томаева
Несмотря на то, что День Победы уже позади, разговор о Великой Отечественной войне не может быть ограничен календарем. Память — это не дата, это долг, передаваемый из поколения в поколение. И сегодня эту память бережно хранит и передает молодым Давид Хаханов — правнук Героя Советского Союза Сардиона Козонова, проректор по молодежной политике Северо-Кавказского государственного медицинского института.
В интервью Sputnik он рассказал о великом подвиге своего прадеда, значении семейной и государственной памяти и о том, как важно сегодня воспитывать молодежь на примере настоящих героев.

Я горжусь, что ношу эту память

Давид рассказал, что участвовал в шествии "Бессмертного полка" от СКГМИ во главе с ректором.
"Это был очень трогательный момент. Напечатал для себя большой портрет прадеда, ведь до этого одалживал у родственников. А сейчас подумал, что надо свой уже заиметь, ни от кого не зависеть, потому что чем дальше, тем больше становится нас: детей, внуков, правнуков, которые смогут дальше идти с этим портретом", — с теплотой рассказывает Давид.
Шествие "Бессмертного полка" в Цхинвале
Он признается, что, к сожалению, не успел в полной мере узнать своего прадеда — Сардион Козонов скончался, когда Давиду было всего четыре года. Но семейные фото, рассказы родных и очевидцев сохранили живой образ этого человека.
"Он был уважаемый, спокойный, справедливый и рассудительный человек. Героем он стал не только на фронте — его уважали и после войны, в родном селе, в районе, где он трудился и руководил", — отмечает он.

Подвиг, достойный памяти поколений

Сардион Козонов получил звание Героя Советского Союза за участие в операции по форсированию Днепра. В 1943 году, командуя батальоном, он с группой бойцов переправился через реку, чтобы занять стратегически важную высоту.
"Они были вдвоем на той стороне, потом ранили пулеметчика, и прадед остался один. Он отстреливался то из миномета, то из пулемета, пока не закончились боеприпасы. А когда буквально последняя мина, последний патрон вылетел, авиация выстрелила в эту точку, рядом с ним разорвался снаряд. Прадед потерял сознание. Но, слава Богу, к этому моменту подоспели уже наши войска, и благодаря этому он остался жив. Если я правильно помню, он уничтожил более 100 фашистов. За этот героический подвиг он был награжден званием Героя Советского Союза", — делится Хаханов.
После подвига Козонов получил 10 дней отпуска и вернулся в село, где его встречали как героя. Однако личная трагедия — смерть супруги — заставила его принять тяжелое решение.
"У него осталось трое совсем маленьких детей, два родных брата на фронте. Тот опыт, который он имел, ту ответственность, которую он чувствовал, видимо, не дала ему возможности оставаться на родине, и он был вынужден пойти на серьезный шаг - отдал троих малолетних детей в детский дом и ушел дальше воевать, прошел всю Великую Отечественную войну и продолжил бороться с фашистами и в Японии", — рассказывает правнук героя.
Он отмечает, что все участники Великой Отечественной войны являются героями, а для каждой семьи в Осетии есть те, кого они помнят, знают и чтят.

Память — не просто обязанность, а воспитание

Особое внимание Давид Хаханов уделяет патриотическому воспитанию молодежи. Как проректор по молодежной политике, он убежден: работа со студентами — дело сложное, но необходимое.
"Бывает, приходится объяснять, спорить, приводить источники. Но это нужно делать, чтобы не терялась связь поколений, чтобы молодежь знала историческую правду", — считает он.
Хаханов подчеркивает, что основа воспитания — в семье.
"В первую очередь надо не исключать это воспитание дома. Часто мать, отец, которые старше нас, имеют другую память, другие ощущения, другие чувства. Например, моя мама лично знала моего прадеда. Да, я горжусь и несу эту память, у меня мурашки, ком в горле, но это сформировано с чьих-то слов и рассказов. А когда ты вживую с этим знаком, то это совсем другое. Поэтому детям и внукам стоит уделять родителям, бабушкам и дедушкам максимальное внимание", — говорит он.
По его словам, главное — правильно передавать детям эту память, не боясь нарушить их психику.
"Я разговариваю с детьми, хотя они еще даже не школьники, но при этом у них возникает много вопросов. Приходится рассказывать, какой была война, как люди отдавали свои жизни, как становились героями и так далее. Стараюсь также объяснять, почему существует "Бессмертный полк", что мы хотим этим сказать. Я считаю, что все нужно называть своими словами, чтобы это чувствовалось более ярко и остро. Вряд ли такой патриотической темой, правильным посылом можно сломать психику ребенку", — отмечает Хаханов.

Герои были, есть и будут

Сегодня память о Великой Отечественной войне живет не только в словах, но и в поступках. Многие молодые жители Южной и Северной Осетии участвуют в специальной военной операции.
"Это молодые ребята, часто мои ровесники или ровесники моих студентов. У нас в институте уже 19 или 20 студентов и выпускников погибли. Один из них — двадцатилетний Альберт Урусов, который практически со студенческой скамьи ушел на СВО. Я думаю, если бы ему дома не рассказывали о патриотизме, если бы он не знал, что это, не чувствовал этого, если бы у него не было достаточно патриотических чувств, любви к семье, к городу, в своей республике, то мы бы не имели сегодня таких героев, защищающих нашу страну от проявлений того же фашизма", — подчеркивает Хаханов.
Он уверен: воспитание, основанное на памяти, — это фундамент для сильного и осознанного общества.
Уроки мужества, посвященные памяти павших героев СВО, начались в Южной Осетии