Фатима Плиева, Sputnik
С началом Великой Отечественной войны каждый уголок Советского Союза ощутил на себе бремя военного времени. Не осталась в стороне и Южная Осетия. Несмотря на небольшую численность населения, республика внесла огромный вклад в общую Победу. О героизме в тылу, самоотверженности женщин, судьбах добровольцев и сохранении исторической памяти в интервью Sputnik рассказал заместитель председателя парламента Южной Осетии, кандидат исторических наук Таймураз Тадтаев.
В тылу, как на фронте
С первых месяцев войны Южная Осетия, как и другие регионы, делала все для поддержки тех, кто воевал на фронтах: поля были распаханы, жизнь в селах перестроена под нужды обороны, а все трудовые ресурсы направлены на поддержку Красной Армии.
"Все поля нашей автономной области были полностью распаханы для выращивания хлеба и других культур. Колхозы и совхозы работали без выходных, все силы были брошены на помощь фронту. Продукция — от зерна до мяса — отправлялась солдатам", — рассказывает Тадтаев.
Работа шла не только на земле. В каждом доме чувствовалась ответственность за происходящее. Даже дети были вовлечены: писали письма на фронт, изготавливали поделки и обереги, вязали теплые вещи.
Забытые герои
Особую роль играли женщины и старики, на плечи которых легла вся тяжесть труда в тылу, когда большинство мужчин ушло на фронт. С 1943 года, по словам историка, практически все мужское население Южной Осетии было мобилизовано.
"Мой дед ушел добровольцем в 1943 году, будучи шестнадцатилетним. С ним ушли еще трое односельчан. В селах остались их матери, бабушки и сестры. Они вели хозяйство, растили детей и в то же время помогали фронту", — делится Тадтаев.
Женщины не только работали в поле, но и жертвовали личным: отдавали украшения и одежду, чтобы помочь обороне. Они вязали носки, перчатки, теплые свитера, которые потом отправлялись на передовую.
Животноводство — опора продовольственного фронта
До войны Южная Осетия была преимущественно аграрной территорией. По данным на 1939–1941 годы, население составляло около 100 тысяч человек, из которых 72 тысячи — осетины, остальные — евреи, русские, грузины и армяне. При этом поголовье крупного и мелкого рогатого скота в несколько раз превышало численность населения. Эти ресурсы также были мобилизованы на нужды армии.
"Скот, молочная продукция, мясо — все это поставлялось на фронт. Люди отдавали лучшее, часто оставляя себе самое минимальное", — говорит историк.
Госпитали, университеты и наука — эвакуация в Цхинвал
Южная Осетия в годы войны превратилась в важнейший тыловой центр. В Цхинвал были эвакуированы высшие учебные заведения, научные учреждения и госпитали из
Владикавказа и Тбилиси. Так, Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Хетагурова временно разместился в Цхинвале. Здесь также функционировали научно-исследовательские институты и медицинские учреждения.
Владикавказа и Тбилиси. Так, Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Хетагурова временно разместился в Цхинвале. Здесь также функционировали научно-исследовательские институты и медицинские учреждения.
"В эвакогоспитали Цхинвала доставляли в первую очередь раненых участников Битвы за Кавказ. Географически это было удобно, поскольку существовала дорога через Крестовый перевал. Железнодорожные маршруты шли через Закавказье", — уточняет Тадтаев.
Он подчеркивает, что раненые получали в Южной Осетии качественную медицинскую помощь, а после восстановления многие возвращались на фронт.
Прошло более 80 лет, но, по словам Тадтаева, дух солидарности и готовности к жертве жив по сей день. Сегодня Южная Осетия продолжает оказывать гуманитарную помощь жителям Донбасса и бойцам на фронте специальной военной операции.