ЦХИНВАЛ, 27 мар – Sputnik, Диана Козаева. Мурманск вполне можно поставить рядом с символом Второй мировой войны, с символом героизма советского народа в Великой Отечественной войне, – Сталинградом, сказал в интервью Sputnik историк Борис Ковалев.
Ранее суд признал геноцидом народов СССР преступления немецко-фашистских захватчиков и их пособников в годы Великой Отечественной войны в Мурманской области. Наряду с другими материалами в основу решения легли доказательства, собранные Главным следственным управлением Следственного комитета России в рамках расследования уголовного дела о фактах целенаправленного массового уничтожения мирного населения и военнослужащих на оккупированной территории Советского Союза. Основываясь на архивных документах, следствию удалось воссоздать объективную картину совершения гитлеровцами жестоких преступлений против мира и человечности, которые повлекли гибель и ранения мирных жителей и массовые разрушения на территории Мурманской области.
По словам историка, аналогичные процессы идут в России с 2020 года, и все они в чем-то похожи и в чем-то уникальны.
"В чем уникальность Мурманской области? Дело в том, что, в отличие от многих других областей, она не была оккупирована гитлеровцами и их союзниками. Сохранился даже пограничный столб на Рыбачьем, на самой северной точке нашей границы, свидетельствующий о том, что врагу не удалось ее преодолеть. На первый взгляд, это создает впечатление благополучной ситуации, и мы не можем рассказывать о несчастных городах, населенных пунктах Мурманской области, которые оказались под нацистской или – на юге области – под финской оккупацией", – говорит Ковалев.
Однако, подчеркивает историк, это не так. Мурманск играл важнейшую роль, являясь стратегической артерией Советского Союза, связывавшей страну с союзниками. Через этот порт шли непрерывные караваны с жизненно важными грузами, поддерживавшими нашу страну в борьбе с фашизмом. Справедливости ради стоит отметить, что за эту поддержку Советский Союз расплачивался с союзниками золотом.
Понимая стратегическую важность Мурманска, гитлеровцы стремились всеми силами разрушить эту важнейшую логистическую цепочку. Исследователи подсчитали, что по количеству бомб, сброшенных на квадратный метр, Мурманск можно сравнить со Сталинградом – символом героизма советского народа в Великой Отечественной войне. Бомбардировкам подвергались не только военные объекты, но и мирное население, в полной мере испытавшее на себе жестокую реальность нацистской политики уничтожения.
"На территории Мурманской области, а также на сопредельных территориях Норвегии и Финляндии существовало несколько лагерей для военнопленных. В основном в них содержались советские солдаты, которые в нечеловеческих и экстремальных условиях северного климата были вынуждены добывать полезные ископаемые. Условия содержания пленных были ужасающими, смертность в этих лагерях достигала чудовищных масштабов, что позволяет назвать их настоящими местами уничтожения. В качестве примера можно привести Жестяную Горку – лагерь смерти, где, по предварительным оценкам, было уничтожено от двух с половиной до четырех тысяч человек, преимущественно мирных жителей северо-запада России", – рассказал Ковалев.
По его словам, в настоящее время идут судебные процессы, связанные с преступлениями нацистов в различных регионах: завершился процесс по Новгородской области, ранее были процессы по Ростовской, Псковской и Ленинградской областям.
Историк особо отметил процесс по блокаде Ленинграда, где уничтожение мирного населения осуществлялось посредством бомбардировок и преднамеренно созданного голода. Он считает важным подчеркнуть, что Ленинград, как и Мурманск, не был оккупирован врагом. Но все эти судебные процессы, включая "мурманский процесс", убедительно доказывают, что нацистская политика геноцида, проводимая не только гитлеровцами, но и их союзниками и пособниками, была многогранной и многоаспектной, но конечной ее целью было уничтожение советского государства и советского народа.
Известно о личном участии историка Бориса Ковалева в расследованиях этих преступлений и поиске информации. Он пояснил, что расследование подобных преступлений представляет собой комплексное изыскание, требующее кропотливой работы по сбору и анализу информации из различных источников. В первую очередь, это, конечно, архивные документы. Причем архивы бывают разными: отечественные и зарубежные, ведомственные и государственные, поэтому здесь важнейшую роль играет сопоставление данных из разных источников для получения полной и объективной картины.
Неоценимую помощь в расследовании, отметил он, оказывают воспоминания людей, переживших эти страшные дни и годы оккупации. Более того, во многих процессах принимают участие родственники жертв, а иногда и сами жертвы.
"Понятно, что многие из них были детьми — пяти, шести, семи лет — во время войны, но пережитые ужасы настолько глубоко врезались в память, что они помнят их очень отчетливо. В данном случае, насколько я понимаю, детская организация "Дети Мурмана" также выступила инициатором процесса, стремясь отдать дань памяти своему тяжелому военному детству", – сказал он.
Кроме того, в этой работе важную роль играет привлечение высококвалифицированных специалистов: историков и юристов. Это необходимо для того, чтобы "перевести" исторический язык, используемый в документах и свидетельствах, к современному российскому праву, что обеспечит юридически грамотную квалификацию преступлений.
Историк назвал крайне важным, что процессы по расследованию преступлений нацистов проходят по всей стране – в Орле, Ростове и других регионах.
"Можно с уверенностью сказать, что ни один регион, пострадавший от нацистской агрессии, не останется без внимания, и даже если где-то процессы еще не начались, они обязательно будут проведены", – добавил он.