За полгода работы парламента восьмого созыва депутаты успели рассмотреть и принять более 30 законов. План законотворческой работы, подготовленный на осеннюю сессию, предполагает порядка пятидесяти проектов. О том, как поработал законодательный орган в 2024-м и какие вопросы депутаты намерены вынести на обсуждение в ближайшие полгода, в интервью Sputnik рассказала первый вице-спикер Зита Бесаева.
– Зита Григорьевна, прежде чем говорить о планах парламента на ближайший год, подведем некоторые итоги его деятельности в ушедшем году. Новый созыв работает чуть более полугода, о каких результатах можно уже говорить? Какие наиболее важные законопроекты были рассмотрены в 2024 году?
– За короткий период принято достаточно много законов. Восьмой созыв начал работу очень успешно, потому что за осеннюю сессию было принято рекордное количество законов – 33. Никогда никакой созыв за такой короткий период столько законов не принимал. Часть из них – это инициатива самого парламента. Туда не входят вопросы, рассмотренные о работе правительства – отчеты об исполнении бюджета и о деятельности различных ведомств.
Достаточно плодотворно поработали и мои коллеги – рассматривались законы, которые касались государственных должностей, в частности дипломатических работников, экономической и бюджетной сфер.
Наверное, можно говорить о тех значимых вопросах, которые были связаны с судебными органами. Мы приняли пакет законов о судебной системе: закон о Верховном суде, внесли поправки в законы о статусе судей и судейском сообществе. Мы ввели в действие на территории Южной Осетии Административный кодекс, УПК и ГПК РФ. Этого не хватало для эффективной работы не только судебных, но и правоохранительных органов, потому что в России вместе с принятием поправок применяются и принимаются соответствующие подзаконные акты. У нас их нет, мы не успеваем за этим. Поэтому поступила правильная инициатива, чтобы мы ввели полностью в действие процессуальные кодексы на территории нашего государства.
Парламент Южной Осетии рассмотрел проекты законов об усилении наказания за распространение, перевозку, хранение энергетических напитков, наркотических и психотропных веществ. Депутаты заслушали отчет о работе правительства в 2024 году, доклад генерального прокурора о работе в 2023 году, а в ближайшее время мы заслушаем доклад уже за 2024 год.
Даже депутатские каникулы мы провели в парламенте, осуществляли приемы граждан и выезжали в районы. В целом, я считаю, что мы очень плодотворно поработали в этом коротком периоде.
Сейчас уже планируется работа весенней сессии. Я попросила коллег представить свою законопроектную работу. С учетом этого мы принимаем план работы парламента, устанавливается график вынесения вопросов. Планируется достаточно насыщенная, емкая и очень важная работа.
– Каков план законотворческой деятельности парламента в наступившем году? Как расставлены приоритеты?
– Мы еще не утвердили на президиуме план работы парламента, но уже предварительно запросив информацию, какие вопросы намерены вынести комитеты, могу сказать, что планируется рассмотрение порядка 50 законопроектов.
В частности, мы планируем рассмотреть пакет законопроектов, которые касаются деятельности МВД. Это ужесточение наказания за распространение наркотических и психотропных веществ, а также за нарушение правил дорожного движения. Такой запрос в обществе есть. Мы видим, как часто нарушаются ПДД, особенно несовершеннолетними детьми, которые не имеют права вождения. Сейчас за это полагается, можно сказать, мизерный штраф, зачастую даже родители не реагируют на то, что делают их дети. И в то же время это проблема для всего общества, потому что происходят и неприятные случаи. Поэтому хотелось бы предотвратить подобное в будущем, пересмотреть и ужесточить ответственность за такие правонарушения.
Есть на рассмотрение проект закона о службе в органах внутренних дел. В данном случае инициатива исходит от комитета по законодательству, законности и местному самоуправлению. Мы представили проект в администрацию президента, ждем заключения и будем выносить данный вопрос. Также мы планируем поправки в закон о милиции с учетом тех особенностей, которые отражены в проекте закона о службе в органах внутренних дел.
2-я сессия парламента РЮО
© Sputnik / Михаил Авагимов
В планах также вопросы о парламентском контроле за исполнением законов, бюджета, поскольку парламент не только принимает законы, он их и контролирует. Я полагаю, что контроль над исполнительной властью является важным инструментом, рычагом и конституционным правом парламента.
Кроме того, я регулярно заслушиваю информацию о реализации законов, которые были приняты моим комитетом за все созывы. Закон не должен лежать мертвым грузом, он должен работать и приносить какой-то эффект. Поэтому для меня очень важно услышать, прежде всего, правоприменителей, насколько эффективно работает тот или иной закон, есть ли в нем шероховатости, необходимо ли вносить какие-то изменения с учетом нынешних реалий, потому что время диктует свои правила.
Очень важна в нашей работе и корректировка некоторых норм Конституции. Вот уже несколько лет мы говорим о законе о местном самоуправлении, о его модели для нашей республики, он все-таки имеет свои особенности для нас. Поэтому надо его разработать таким образом, чтобы он работал, а не лежал как предыдущий закон, принятый в 2001 году.
– Насколько я помню, на него каждый раз накладывался мораторий…
– Да, сейчас мы также будем накладывать мораторий на главу (Конституции) о местном самоуправлении и будем работать над разработкой соответствующих законов.
В разработке находится закон об адвокатской деятельности. Эта инициатива представлена министерством юстиции. Есть некоторые дополнения в закон о нотариате, поправки в закон о государственной гражданской службе и законопроект о государственных должностях. Ранее мы его отклонили, после чего министерство труда его доработало, и мы планируем его выносить на весеннюю сессию. Очень важно дать этому закону работать, потому что в отношении лиц, которые занимают государственные должности, есть критерии, которые определяются только соответствующим законом.
Комитет по нацполитике планирует вынести закон о СМИ, закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью. Мы видим, сколько информации сегодня в Интернете, и понимаем, насколько пагубно она влияет на детей. И с этим надо что-то делать. К сожалению, не каждый родитель и взрослый контролирует, что смотрит его ребенок. Зачастую идет какая-то манипуляция через различные игры, когда детей заставляют делать то, что нельзя и не допустимо. Я знаю, что в этом направлении работает и администрация президента, в частности, детский омбудсмен Аэлита Джиоева. Она проводит лекции в школах и беседует с родителями. Я думаю, что такой комплексный подход и соответствующий закон дадут результаты. Но не надо расслабляться. Надо подключиться и министерству образования, и министерству культуры, и министерству здравоохранения, и министерству внутренних дел. Мы должны понимать, что если сегодня мы не среагируем, то упустим это время и шанс исправить ситуацию.
Есть также законопроект об увековечении памяти выдающихся деятелей, заслуженных лиц и исторических событий в Республике Южная Осетия. Имеется законопроект об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законопроект об издательском деле.
Комитет по внешней политике готовит проект закона о гражданстве. Он очень долго рассматривался и предыдущим созывом. К нему есть некоторые замечания, над ними идет работа, но я думаю, что на весеннюю сессию он будет вынесен.
Комитет по социальной политике будет выносить законопроект о погребении и похоронном деле. В планах рассмотрение инициативы министерства труда о принятии своего трудового кодекса. Мы посмотрим, насколько это будет реально. Предполагаю, что работа будет достаточно объемная, емкая и, наверное, долгая.
Комитет по делам молодежи, спорта и туризму планирует вынести закон о физической культуре и спорте, а также о молодежной политике, поскольку действующий уже не отвечает реалиям.
Комитет по обороне планирует внести изменения в закон об обороне и о военном положении.
Это не весь перечень, поэтому полагаю, что на новой неделе мы уже утвердим график работы парламента на весеннюю сессию.
– Вы отметили планы по ужесточению наказания за распространение наркотиков и нарушение ПДД. Насколько повысится ответственность за эти правонарушения?
– Более детально я могу говорить при вынесении данного вопроса на заседание комитета, но в разы будут увеличиваться штрафы. Потому что заплатить 100-150 рублей и быть свободным - это неправильно. Люди должны понимать, что эти нарушения будут бить по карману и что надо следить за своим поведением на дорогах, не допускать нарушать закон своим детям и самим быть более ответственными, потому что любое нарушение может привести к трагическим событиям.
– Хотелось бы узнать, что предполагают поправки в закон о СМИ.
– Этот закон был принят давно, и он действительно требует корректировки. Акцент будет ставиться на защите прав СМИ. В то же время речь будет идти и о защите должностных лиц от той информации, которая выливается в соцсетях. В России были приняты аналогичные законы, усиливался контроль над всеми, кто распространяет определенную информацию. Нормы закона коснутся и вопросов освещения деятельности органов государственной власти.
– Больше всего на жизнь обычных людей, конечно, влияют законопроекты в социальной сфере. Какие планируется рассмотреть в 2025 году?
– Мы приняли бюджет на очередной год и, как мы все знаем, он дефицитный. Идет секвестирование, и нам только в конце года возвращают эту сумму. Причем такое исключение делают только для Южной Осетии. Конечно, мы благодарны. Однако, не имея самостоятельных доходов, мы не можем позволить себе принятие законов, которые бы предполагали и предусматривали социальное направление: гарантии, обеспечение, увеличение выплат и так далее.
Безусловно, мы надеемся, что в этом направлении ситуация будет меняться, и мы сможем принимать законы, которые будут предусматривать финансовую нагрузку, дополнять социальную сферу различными выплатами и увеличивать эти выплаты. Проекты есть, но мы не можем их принять ввиду отрицательного заключения министерства финансов и правительства, потому что таких средств на 2025-й не заложено.
– На одном из заседаний вы отметили, что "сегодня наша задача - привести действующее законодательство в соответствие с Конституцией". Что в этом вопросе является первоочередным? Какие пробелы необходимо устранить в первую очередь?
– Достаточно много противоречий в избирательном законодательстве. Мы с Центральной избирательной комиссией, в принципе, планируем эту работу.
Необходимо принятие в новой редакции закона о статусе депутатов парламента, потому что закон от 2001 года недостаточно хорошо регулирует эту сферу и определяет права депутатов и процедуру исполнения депутатских полномочий. Поэтому необходимо его доработать.
Есть в плане работы закон о парламенте, но у моих коллег и у меня, в частности, возникают вопросы по этому поводу, потому что сама Конституция, закон о статусе депутатов и регламент уже определяют функциональные обязанности парламента. Есть ли необходимость в законе о парламенте или нет? В этом вопросе разный подход у моих коллег. У меня свое особое мнение на этот счет, потому что я не считаю правильным дублирование норм. Полагаю, что закон о статусе депутатов должен быть принят в новой редакции, где будет четко определена форма работы парламента, депутата в отдельности, процедура и те права, которые предполагает сам статус депутата.
Также у нас в плане работы есть регламент, это положение, которое определяет внутреннюю работу парламента. Необходимы коррективы и дополнения, потому что он сегодня недостаточно регулирует взаимодействие с правительством, исполнительной властью и другими органами.
– То есть вы считаете, что если будут откорректированы эти два документа, то необходимости в законе о парламенте уже нет?
– Этого достаточно. Но я еще раз отмечу, есть разная точка зрения у моих коллег. Поэтому мы будем обсуждать этот вопрос и принимать соответствующие решения.
– Ранее стало известно, что МВД Южной Осетии по поручению президента обратилось с инициативой к парламенту принять закон, запрещающий пропаганду ЛГБТ*. Как вы к этому относитесь, ведется ли уже какая-то работа в этом направлении? И как, по-вашему мнению, можно сохранить здоровое общество?
– Действительно, мы столкнулись в прошлом году с новостью, которая ошарашила всех. Есть обеспокоенность, что в нашем обществе произошли какие-то сдвиги, которые отрицательно влияют на молодое поколение, общество и национальное воспитание. Мы пригласили представителя МВД, были озвучены вопросы в отношении задержанных. Мы получили информацию. Очень важно, чтобы эти лица привлекались к ответственности. В российском законодательстве есть нормы, которые предусматривают ответственность за пропаганду ЛГБТ, но я считаю, что этого недостаточно, также считают и представители исполнительной власти. Поэтому мы ожидаем эту законодательную инициативу.
В нашем обществе не должно быть места такому. Не хочу никого оскорбить, но я считаю, что это пагубно влияет на нашу молодежь и традиционные устои. Мы понимаем, что достаточно сильная работа Запада шла по пропаганде направлений, которые извращают, вносят разлад, разрушают национальные устои, в истинное понимание того, что такое семья, из кого она состоит и как должны вести себя мальчики и девочки в этом плане.
Чтобы оградить свое поколение, надо принимать жесткие меры в этом вопросе, и мы должны среагировать должным образом. В то же время для меня недостаточно принятия одного закона. Я считаю, что должен быть комплексный подход. Такое понимание есть и у исполнительной власти. Поэтому все вместе мы должны поработать в этом направлении.
– Еще одна инициатива касалась создания рабочей группы депутатов парламентов Южной и Северной Осетий, которая изучит вопрос ввоза транспортных средств на территорию РФ. Создана ли такая комиссия, как проходит ее работа и каких результатов от нее ожидается?
– Созданы рабочие группы, сейчас изучается весь материал и нормативные акты. Но параллельно ведется работа с Государственной Думой, в частности, этот вопрос также стоит на повестке дня. Я считаю, что именно на федеральном уровне мы должны пробивать и решать этот вопрос. Конечно, помощь наших коллег из Северной Осетии даст возможность представить полную информацию на федеральный уровень. Весной планируется встреча с представителями Государственной Думы, и это один из актуальных вопросов, который мы будем обсуждать.
В этом направлении работает не только законодательный орган, но и исполнительная власть. Президент Алан Гаглоев также неоднократно выезжал по этим вопросам. Напомню, что в этом году будет строиться дополнительная линия, что будет способствовать сокращению времени ожидания на границе.
– Парламент Южной Осетии ранее утвердил состав комиссии по сотрудничеству с Госдумой, югоосетинскую часть комиссии возглавили вы, как первый вице-спикер. Каким видите сотрудничество с российскими коллегами? Какие вопросы в первую очередь собираетесь поставить?
– Я благодарна коллегам в Российской Федерации, потому что на уровне парламентов происходит должное взаимодействие. Есть заинтересованность сотрудничать с нами в различных вопросах. Мы видим эффективность такой совместной работы, которая даст положительные результаты. Формат взаимоотношений сейчас совершенно иной, нежели раньше, он более насыщенный и деловой. Точечно озвучиваются проблемы, которые актуальны в нашем обществе. И я считаю, что такое взаимодействие поможет в их решении и пойдет только на пользу.
Но главное – это наша инициатива. Я всегда говорю, что инициатива должна идти от нас, потому что больше всего болеем за наши проблемы именно мы. Мы их должны озвучивать, добиваться, настаивать на разрешении и указывать на проблемные зоны. Такая работа ведется, и мы можем добиваться успехов в тех направлениях, где сегодня чувствуем какие-то недочеты и проблемы.
Вопросы оформления ввоза, пересечения границ и так далее, они, конечно, актуальны. Помимо этого, у нас есть множество других важных направлений, например, экономическое. Поднятие экономики даст возможность иметь дополнительные средства, которые могут быть направлены как раз на социальную сферу.
Всегда поднимаются вопросы безопасности, есть тесное взаимодействие. Параллельно мы будем исходить из тех вопросов, которые у нас являются насущными для нашего общества, и такая повестка будет готовиться уже к этой встрече.
– Вместе с комиссией, которая создана по сотрудничеству с Госдумой, продолжает действовать постоянная комиссия по сотрудничеству с Советом Федерации. Есть ли возможность ставить одни и те же вопросы и стараться их решать в рамках работы обеих комиссий?
– Да, каждый созыв утверждает новый состав. На осенней сессии это также было сделано. Прошлой весной к нам приезжали коллеги из Совета Федерации, поднимался круг очень значимых и важных вопросов. В этих направлениях идет работа исполнительной власти. Мы говорили об экономике, туризме, социальной поддержке населения, фонде защитников Отечества и так далее. Это вопросы, которые сегодня стоят на повестке дня.
У нас есть возможность ставить вопросы на обеих площадках. Федеральное собрание Российской Федерации — это двухпалатная система, поэтому необходимо налаживать отношения с каждой из палат. В этих направлениях работа идет достаточно плодотворно. Я считаю, что тандемом – и там, и там – мы можем добиться больших успехов.
– Общество не раз становилось свидетелем "противостояния" законодательной и исполнительной ветвей власти, а зал заседаний парламента превращался в поле битвы. Как сейчас взаимодействуют две ветви власти, часто ли приходится идти на компромиссы?
– Для меня сегодня, как депутата, нет проблемы запросить информацию и получить ее. Не хочу акцентировать внимание на том периоде, когда я могла направить депутатские запросы и не получить ответ. Но это негоже, потому что есть конституционные полномочия депутата, и любой министр и чиновник обязан ответить на запрос. Это его обязанность. Сегодня совершенно другое отношение. Наверное, все зависит от нас, от нашего подхода, от нашей тональности, от нашего желания работать. Поэтому сегодня я не вижу этой проблемы. На наши запросы есть должное реагирование. Это взаимодействие налажено.
Все должны понимать: нет контроля, нет работы. Поэтому контроль со стороны парламента в отношении исполнительной власти должен быть, но он должен быть объективным, корректным и профессиональным. Мы понимаем, что именно двойные усилия дадут результат. Мы готовы и идем на компромиссы.
Все вопросы решаемы, но надо все делать в рамках Конституции и законодательства. Мы должны взаимодействовать на всех уровнях. Каждый комитет курирует соответствующие министерства. Но все вопросы, которые возникают и задают депутаты, должны проходить по процедуре: пока в соответствующем комитете запрашивают информацию, изучают вопрос, проводят совместные обсуждения, правительственный час, парламентские слушания. У нас уйма рычагов воздействия, уйма возможностей работать с исполнительной властью, слышать их точку зрения, где-то усилить контроль, если это необходимо.
Правительство тоже делает все возможное, но есть, конечно, недочеты, над которыми надо работать. И только совместно мы можем это изменить. У каждого комитета и депутата есть возможности работать, ими только надо пользоваться.
– Парламентские слушания – это один из важных механизмов взаимодействия парламента и общества. Какие еще механизмы вы могли бы предложить для усиления взаимодействия парламента с гражданским обществом и учета общественного мнения при разработке и принятии тех или иных законов?
– Достаточно хорошо практиковалось, например, когда законопроекты направлялись в общество с просьбой откликнуться и среагировать. И общество реагировало, люди даже могли прийти со своими соображениями, было какое-то взаимодействие.
Бывало и так, что люди приходили, указывали на недостатки каких-то законов, и соответствующие комитеты реагировали должным образом. Сейчас такое тоже бывает. Я аккумулирую все жалобы, которые ко мне поступают по различным вопросам, и зачастую вижу пробелы в законодательстве, которые надо дополнять. Это очень хорошее взаимодействие с населением, потому что люди, встречаясь с проблемой, с тем, когда какой-то вопрос недостаточно хорошо законодательно регулируется, могут среагировать, прийти сюда и написать заявление, и мы обязаны среагировать должным образом.
*Запрещенная в РФ организация