Sputnik, Олег Джагаев
Кадровая политика имеет важное значение в любой стране. Правильное управление государственными кадрами и их своевременное обновление позволяет развиваться не только самому государству, но и обществу и каждому гражданину.
Не является исключением в этом отношении и Южная Осетия. Sputnik поговорил с руководителем управления по внутренней политике администрации президента Южной Осетии Муратом Ванеевым, который рассказал о том, как регламентируется в РЮО трудоустройство пенсионеров на госслужбе, работают ли в республике специальные программы переквалификации и наставничества, а также о том, как проходит на госслужбу найм молодых специалистов.
- Мурат Владимирович, тема трудоустройства пенсионеров в Южной Осетии очень важна. Расскажите, как исполняется постановление правительства республики, согласно которому предельный возраст на государственной гражданской службе составляет 65 лет?
- Прежде всего стоит отметить, что возрастные ограничения действуют не только в отношении государственных служащих, подобные ограничения приняты и в сфере правоохранительной деятельности, а также в других отраслях. Что касается госслужбы, в 2015 году был принят закон о государственной гражданской службе, в соответствии с которым общий предельный возраст для государственных служащих был установлен на отметке 65 лет. При этом по достижении этого возраста срок службы может быть продлен, но это относится не ко всем должностям. Это касается только высших должностей госслужбы – министров, заместителей министров и председателей комитетов. Для всех остальных сотрудников предельный возраст пребывания на госслужбе ограничивается 65 годами.
Мурат Ванеев
© Sputnik / Наталья Айриян
- В каких сферах в Южной Осетии чаще всего применяется практика продления срока службы сотрудников старше 65 лет?
- Вопрос продления срока пребывания на госслужбе после 65 лет не зависит от сферы. Причины могут быть совершенно разные. К примеру, в министерстве могут не найти своевременно замену или же человек, занимающий какую-то должность на госслужбе, работает над определенным проектом, который должен реализовать именно он. Таким образом, если того требует ситуация, срок службы действительно может быть продлен. Но такие продления продиктованы исключительно служебной необходимостью.
- Предусмотрены ли какие-либо программы переквалификации для пенсионеров, которые, несмотря на возраст, все же хотят продолжить работу?
- Специальных программ для переквалификации пенсионеров пока не существует. В целом, вопрос переквалификации кадров должен касаться не только пенсионеров – любой гражданин, который ввиду разных жизненных или других обстоятельств не может продолжать работу там, где он работал, должен иметь возможность уже в зрелом возрасте переквалифицироваться, пройти краткосрочные курсы для освоения какой-то профильной профессии, чтобы для этого ему не приходилось опять поступать в вуз и пять лет учиться. Возвращаясь к пенсионерам: специальной программы для их переквалификации в республике нет. Человек, который прекратил свою работу на госслужбе в связи с достижением предельного возраста, дальше идет трудоустраиваться на общих основаниях.
- Мурат Владимирович, есть ли в Южной Осетии программы наставничества, которые бы позволяли старшим сотрудникам передавать опыт младшим коллегам?
- Специальной программы наставничества в республике также нет. Я не думаю, что такая программа будет эффективной. Дело в том, что закон позволяет принимать на государственную службу в основном людей уже с определенным опытом. Да, есть ряд должностей начального уровня, куда можно нанять и без опыта работы. Однако в большинстве случаев люди приходят на госслужбу, имея какой-то опыт работы и обладая какими-то определенными навыками. Этот человек становится одним хорошим звеном в целой цепочке, и его профессиональное развитие происходит соответствующим образом.
То есть человек выполняет какую-то часть работы, которая впоследствии передается другому, – это, скажем так, командная работа позволяет человеку расти в своей должности и приобретать опыт. Так что, опыт передается естественной трудовой деятельностью.
- Как бы вы в целом оценили ситуацию с обновлением кадров в государственных структурах и учреждениях Южной Осетии? Как часто госорганы республики пополняются новыми молодыми квалифицированными кадрами?
- Принятый в 2015 году закон о государственной гражданской службе установил требования приема на госслужбу путем конкурсов, что сильно помогло оздоровить ситуацию. Если раньше при трудоустройстве важную роль могла играть личная заинтересованность работодателя, то сейчас таких ситуаций становится меньше. В СМИ все чаще публикуются объявления о том, что-то или иное ведомство проводит конкурс на замещение должностей государственной гражданской службы. То есть обновление кадров происходит в результате честного конкурса. На работу отбираются наиболее квалифицированные кадры, как в плане образования, так и в плане личных качеств.
- На ваш взгляд, как можно сохранить баланс между использованием опыта сотрудников старшего поколения и созданием возможностей для профессионального роста более молодых специалистов, которые только начинают свое продвижение на госслужбе?
- На мой взгляд, говорить о том, что на госслужбе нужен какой-то баланс, неправильно. Мы же не будем ставить своей целью создать равное представительство по возрастам. Это не совсем правильный подход. Просто мы должны давать возможность трудоустроиться всем желающим, в том числе молодежи. С учетом сложившихся реалий в республике правительство принимает все усилия для того, чтобы молодежь все-таки трудоустроилась. Мы все понимаем то, что, если образованные молодые люди будут трудоустраиваться, со временем это позволит нашей республике развиваться более динамичными темпами.
- Мурат Владимирович, в целом, насколько эффективно, по вашему мнению, действующее законодательство защищает права пенсионеров в сфере трудоустройства?
- Наверное, правильнее будет сказать "не защищает", а "предоставляет возможности для трудоустройства". Дело в том, что у людей пенсионного возраста нет ограничений на трудоустройство, за исключением государственной гражданской службы и некоторых отдельных видов деятельности. Все зависит от способности и желания того или иного человека работать. Так что, наше законодательство никак не ограничивает эту категорию граждан.