Реальность или фарс: почему в Грузии решили расследовать преступления режима Саакашвили

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Sputnik, Олег Джагаев
На минувшей неделе власти Грузии заявили о создании в парламенте страны специальной комиссии, которая займется расследованием преступлений режима экс-главы государства Михаила Саакашвили. По словам исполнительного секретаря правящей партии "Грузинская мечта" Мамуки Мдинарадзе, в течение шести месяцев этот временный орган изучит системные нарушения действовавшего в 2003-2012 гг. режима и даст ему соответствующую оценку, после чего все материалы будут переданы в прокуратуру Грузии.
Новость о начале расследования в отношении Михаила Саакашвили вызвала одобрительную общественную реакцию в Южной Осетии, ведь народ республики, как никто другой, испытал на себе все ужасы режима экс-президента Грузии, начиная от массовых похищений мирных жителей и регулярных обстрелов Цхинвала и других южноосетинских населенных пунктов из стрелкового оружия и артиллерии и заканчивая полномасштабным вторжением на территорию республики в августе 2008 года. Однако стоит ли жителям Южной Осетии действительно рассчитывать на то, что Саакашвили понесет заслуженное наказание за совершенные им преступления, или же работа спецкомиссии будет представлять собой обычный фарс? О том, почему в Грузии решили расследовать преступления режима Саакашвили, что стоит за созданием этой спецкомиссии и следует ли Южной Осетии ожидать чего-либо от работы этого органа, читайте в материале Sputnik.

Почему власти Грузии решили расследовать преступления Саакашвили

Как известно, с 2012 года власть в Грузии удерживает партия "Грузинская мечта", однако расследование в отношении режима экс-президента страны Михаила Саакашвили, несмотря на совершенные им преступления, до сих пор в Грузии проведено не было. Почему же грузинское руководство решило именно сейчас, спустя более 10 лет беспрерывного нахождения у власти в стране, "восстановить справедливость" и привлечь всех виновных в преступлениях, в том числе по отношению к народу Южной Осетии, к ответственности?
По мнению главы информационно-аналитического управления администрации президента Южной Осетии Юрия Вазагова, решение властей Грузии, а именно, правящей партии "Грузинская мечта", создать спецкомиссию для расследования преступлений режима Саакашвили представляет собой не что иное, как попытку сохранить власть в стране.
"На сегодняшний день главная задача "Грузинской мечты" – удержаться у власти. С этой точки зрения для правящей партии самым серьезным препятствием сейчас являются, конечно же, те политические силы, которые либо были связаны, либо по-прежнему находятся в числе сторонников Михаила Саакашвили. Несмотря на то, что "Грузинской мечте" все-таки удалось провести парламентские и президентские выборы, у правящей партии по-прежнему остаются серьезные проблемы как на внутриполитическом, так и на внешнеполитическом фронтах. Заявив о создании спецкомиссии по режиму Саакашвили, грузинские власти хотят получить очередной рычаг давления на радикальную прозападную оппозицию и на те западные силы, которые стоят за ней и которые достаточно умело режиссируют все те процессы, которые мы наблюдаем в Грузии в последние месяцы. Поэтому, в данном случае речь идет о попытке "Грузинской мечты" усилить давление на своих политических оппонентов, получить какие-то дополнительные козыри, но в то же время сохранить определенное пространство для маневра", – отметил он.
Юрий Вазагов
Как считает Вазагов, если в Грузии действительно хотели бы привлечь Саакашвили к ответственности, спецкомиссия была бы создана не в парламенте, а, к примеру, в прокуратуре страны.
"Если бы власти Грузии действительно хотели привлечь "Единое национальное движение" (партия, основанная Михаилом Саакашвили и правящая в Грузии в 2004-2012 гг. – ред.) или какие-то другие структуры к ответственности за те преступления, которые были совершены, было бы логичным создать такую комиссию на уровне генеральной прокуратуры и возбудить уголовное дело. Ведь если мы вспомним то, что происходило во времена правления в Грузии Михаила Саакашвили, – заказные убийства, избиения сотен людей и многое другое – по всем этим фактам, конечно же, можно запросто возбудить уголовные дела и проводить реальное расследование. Однако формат парламентской комиссии удобен тем, что ее работу можно растянуть по времени, а по части выводов можно проявить определенную гибкость. То есть, создавая эту комиссию, "Грузинская мечта" не пытается найти виновных в каких-либо преступлениях, а старается лишь усилить свои позиции на фоне имеющихся у нее проблем как внутри страны, так и за ее пределами", – пояснил политолог.
Эксперт подчеркнул, что решение "Грузинской мечты" создать спецкомиссию по изучению преступлений режима Саакашвили направлено сугубо на внутригрузинскую аудиторию и никак не связано с Южной Осетией.
"Мы должны понимать, что Бидзину Иванишвили и его команду на текущем этапе меньше всего заботит восстановление каких-то отношений с Южной Осетией", – сказал Вазагов.

Будет ли работа спецкомиссии эффективной

По мнению политолога Алана Джуссоева, от спецкомиссии по режиму Саакашвили не стоит ожидать принятия каких-либо эффективных решений, так как само создание этого органа предполагает возникновение тупиковой ситуации.
"Нужно понимать, что сейчас в Грузии искусственно создаются два центра силы. В стране формируется двоевластие: с одной стороны, новый президент (Михаил Кавелашвили – ред.), а с другой – старый президент (Саломе Зурабишвили – ред.), который не признает нового главу государства. Создание парламентской комиссии в парламенте, где у правящей партии нет конституционного большинства, на мой взгляд, представляет собой не что иное, как совершенно пустую конфету в красивой обертке. В парламенте, в котором оппозиционные партии, вошедшие в закорган по итогам выборов, абсолютно не участвуют в работе, и в котором у правящей партии нет конституционного большинства, могут создаваться любые комиссии. Вопрос в том, насколько эти комиссии будут правомочны, насколько решения этих комиссий будут правомерны и кем они будут осуществляться. На мой взгляд, принять какие-то решения, выдвинуть обвинения против Саакашвили – человека, который был у власти в Грузии в течение 9 лет, – такому парламенту будет очень трудно. Если даже эта комиссия будет создана и она придет к какому-то комиссионному решению, то это должно будет повлечь за собой изменение очень большого количества конституционных законов и других нормативно-правовых актов. Однако все это сделать не получится, так как парламент страны полноценно не функционирует и у "Грузинской мечты" нет конституционного большинства. То есть все эти шаги сводятся к тупику", – заявил он.
Алан Джуссоев

Почему Саакашвили до сих пор играет весомую роль в политике Грузии

Несмотря на то, что Михаил Саакашвили покинул пост президента Грузии еще в 2012 году, он продолжает довольно активно присутствовать в политической жизни страны. По мнению Юрия Вазагова, это связано в том числе и с политикой "Грузинской мечты", которая искусственно придает весомость фигуре экс-главы государства, тем самым пытаясь как напугать грузинское население возможным возвращением Саакашвили во власть, так и не дать объединиться различным оппозиционным силам в стране.
"Политическое существование и активность Саакашвили выгодны "Грузинской мечте", потому что, несмотря на то, что у экс-президента страны остается достаточно преданный электорат, для большинства населения Грузии его правление больше ассоциируется с репрессиями, отъемом собственности, очень жесткими наказаниями по линии уголовного кодекса и т.д. Существование Саакашвили и его сторонников на политическом поле Грузии означает, что никакая устойчивая оппозиционная коалиция не будет создана в обозримой перспективе", – отметил он.
По словам Вазагова, Саломе Зурабишвили вместе с лидерами оппозиционных партий "За Грузию" и "Сильная Грузия" Георгием Гахария и Мамукой Хазарадзе попытались создать некий альтернативный оппозиционный центр, некую третью силу, которая могла бы объединить всех протестно настроенных граждан Грузии против власти и аккумулировать вокруг себя все эти голоса.
"Все прекрасно понимают, как правящие власти, так и оппозиция, что Саакашвили по-прежнему является фактором в грузинской политике. Его радикально настроенные сторонники могут оказывать какое-то влияние на внутриполитические процессы в стране и представлять определенную угрозу. Очень многие граждане Грузии по-прежнему испытывают этот страх перед Саакашвили, его зондеркомандами в лице Иване Мерабишвили (глава МВД Грузии в 2004-2012 гг. – ред.) и других, поэтому для них Бидзина Иванишвили и "Грузинская мечта" представляют собой наименьшее зло. И пока грузинская оппозиция будет оставаться разрозненной, многоликой и разношерстной, она не сможет победить "Грузинскую мечту". Иванишвили понимает это, продолжая концентрировать внимание публики на фигуре Саакашвили. То есть Саакашвили, как политическая фигура вместе со своими сторонниками, в нынешнем раскладе "Грузинской мечте" необходим", – пояснил эксперт.
Вазагов считает, что уход Михаила Саакашвили с политической арены Грузии не будет играть на руку интересам "Грузинской мечты".
"С исчезновением Саакашвили из политического пространства Грузии в стране произойдут трансформации. Вся та масса, которая сейчас стоит за ним, начнет поиск другого лидера, возможно, менее дискредитированного и с другими перспективами. Это станет более серьезным вызовом для "Грузинской мечты", потому что мы должны понимать, что эта партия находится у власти уже 12 лет, и даже от самой популярной политической силы население рано или поздно устает. Этот фактор тоже надо учитывать. Поэтому "Грузинская мечта" с помощью нехитрых политтехнологических ходов пытается постоянно напоминать населению страны об угрозе возвращения Саакашвили", – сказал он.
Южноосетинские эксперты о спецкомиссии по расследованию режима Саакашвили - интервью

Какую роль играет Запад во внутригрузинских политических процессах

Вряд ли для кого-либо будет секретом тот факт, что на Грузию уже долгие годы оказывают влияние страны Запада, а именно, США и ЕС. На западное влияние на внутриполитическую жизнь Грузии намекал премьер-министр страны Иракли Кобахидзе, комментируя реакцию Запада на принятый в Грузии в мае прошлого года закон об иногентах. Не стоит забывать и о словах основателя "Грузинской мечты" Бидзины Иванишвили, вызвавших широкий общественный резонанс как в Грузии, так и в России и Южной Осетии. В октябре прошлого года он заявил, что высокопоставленный чиновник одной из западных стран предлагал правительству Грузии развязать на три-четыре дня войну с Россией, объяснив это тем, что за эти дни погибнет не так уж и много грузин.
Объясняя важность Грузии для Запада, Алан Джуссоев отметил, что Тбилиси представляет ценность не с точки зрения открытия второго фронта против России, о чем часто упоминается в различных мировых СМИ, а с точки зрения транспортных коридоров в регионе Южного Кавказа.
"Грузия интересна на Южном Кавказе тем, что она сейчас играет роль большого транзитного, логистического и финансового перекрестка. И тот, кто контролирует этот перекресток, оказывает на него влияние, может регулировать энергетические, транзитные потоки и т.д. Это очень важно понимать", – подчеркнул он.
Кроме того, по словам политолога, необходимо учитывать, что страны Запада играли очень активную роль в создании грузинского государства.
"Когда мы говорим о Грузии, важно понимать, что эта страна, вся ее сегодняшняя государственность создавалась США и Европой. Все президенты Грузии, начиная со Звиада Гамсахурдиа, получали одобрение на свои действия и бездействия, а также достаточно большое финансирование от Вашингтона и Брюсселя. Это финансирование было очень структурированным, нацеленным на формирование определенного общественного мнения и создание общественных институтов. Все это продолжалось очень долго. У Запада есть своя платформа в Грузии, с которой он может влиять на процессы внутри страны", – пояснил эксперт.
Захарова: извинения Грузии за войну 2008 года – это хорошо, но нужны гарантии безопасности
В свою очередь, Юрий Вазагов отметил, что на сегодняшний день главной целью Запада является далеко не смена власти в Грузии, а сохранение транспортных коридоров, по которым в Европу идут товары из Китая.
"После начала специальной военной операции основным коридором транзита китайских товаров в Европу стал Южный Кавказ и так называемый "Срединный путь", который пролегает через Центральную Азию, Азербайджан и Грузию. Создание этого транспортного коридора привело к тому, что значимость всех стран, которые находятся на этом маршруте, значительно повысилась. Более того, в этих странах с помощью Китая и Турции последние годы проводится модернизация железнодорожной, портовой и другой инфраструктуры, вкладываются огромные деньги, в разы увеличивается грузопоток. Кроме того, многие европейские страны заинтересованы также и в том, чтобы торговля с Китаем развивалась по восходящей и в обход России", – отметил Вазагов.
Именно поэтому, по его мнению, контроль над странами, через которые проходит весь этот транзит, приобретает особое значение.
"Поскольку Грузия является конечным пунктом в этом коридоре, контроль над этой страной, конечно же, также становится очень важным. Европа и в целом Запад серьезно опасаются, что Россия сможет вклиниться в "Срединный путь" через азербайджанский или казахстанский участок и таким образом экспортировать свои грузы и товары. Поэтому то, что сейчас происходит в Грузии, – это все часть этой игры, часть закулисной дипломатии. Многое на внутриполитической арене Грузии будет зависеть от того, согласится ли "Грузинская мечта" на условия западных стран, на какие уступки пойдет правящая партия. Если она выполнит требования Запада, у нее может появиться шанс продлить свое политическое существование на грузинском политическом олимпе", – считает он.
Вазагов также подчеркнул, что западные страны используют грузинскую оппозицию для давления на "Грузинскую мечту".
"Нынешняя активность грузинской оппозиции – это достаточно действенный рычаг давления на "Грузинскую мечту", чтобы принудить ее к каким-то решениям и кулуарным соглашениям. Речь идет не о том, что Западу обязательно нужно свергнуть правящие власти Грузии, а о том, чтобы наглядно показать всем, что он по-прежнему обладает в Грузии очень мощной базой. Западные страны действительно вкладывали точечно и причем достаточно эффективно в ключевые сегменты в грузинском обществе и государственном аппарате. У них очень серьезные позиции в молодежных кругах и крупных городах, они имеют серьезную поддержку со стороны банковской сферы и бизнеса в Грузии. То есть недооценивать возможности Запада, которые он имеет сейчас в Грузии, не стоит", – заявил эксперт.

Повлияют ли выводы комиссии на Южную Осетию

Заключения, к которым может прийти спецкомиссия по изучению преступлений режима Саакашвили, представляют большой интерес для Южной Осетии. Однако, по мнению Алана Джуссоева, выводы комиссии будут полезны республике только с точки зрения внешнеполитической риторики.
"Если данная комиссия будет создана и придет к каким-то выводам, некоторые из них, возможно, будут интересны для нашей внешнеполитической повестки. То есть итоги этой комиссии, которые нас устроят, мы сможем в дальнейшем использовать в нашей внешнеполитической риторике. Что касается каких-то реальных шагов, я очень скептически отношусь к этой парламентской комиссии и ее деятельности. Вряд ли это как-то сблизит Южную Осетию и Грузию, улучшит отношения между странами, легализует в каком-то правовом контексте статус нашей республики. В это я не верю", – отметил он.
Джуссоев при этом подчеркнул, что налаживание политического диалога с Грузией является для Южной Осетии необходимым. Однако главный вопрос, по его словам, заключается в том, как это будет происходить.
Как отразится избрание нового президента Грузии на Южной Осетии - эксперт
Юрий Вазагов, в свою очередь, сделал акцент на внутригрузинской составляющей комиссии, отметив, что создание этого органа может быть частью многоходовой комбинации, которую приготовил для Южной Осетии основатель "Грузинской мечты" Бидзины Иванишвили.

"Мы должны понимать, что если "Грузинской мечте" удастся упрочить свое положение в Грузии, добиться хоть какой-то стабилизации своей власти в стране, то, в принципе, на мой взгляд, следует ожидать определенной активизации на нашем направлении, потому что мы знаем, что Бидзина Иванишвили очень умело подбирает кадры, которые ему необходимы для выполнения определенных задач в тот или иной момент времени. Мы четко видим функционал, который был привязан к бывшему главе правительства Грузии Ираклию Гарибашвили, а также прекрасно понимаем, например, для чего именно премьером был назначен Ираклий Кобахидзе. У Бидзины Иванишвили есть определенный набор кадров, который, при возникновении благоприятных условий, начнет очень активно работать на нашем направлении. Не случайно же президентом Грузии был назначен бывший футболист из клуба "Алания" Михаил Кавелашвили, у которого достаточно неплохие дружеские отношения с целым рядом осетинских и, в частности, южноосетинских спортсменов. Кроме того, среди активистов-депутатов "Грузинской мечты" есть тот же Гено Петриашвили, у которого в Южной Осетии живут родственники. То есть у Иванишвили сейчас подобралась группа чиновников и депутатов, которые при появлении определенного люфта по полной попытаются использовать все свои наработки, весь свой бэкграунд, который у них имеется на нашем направлении. Да, комиссия – это сугубо внутриполитическое дело Грузии, но я бы не сбрасывал со счетов то, что у Бидзины Иванишвили готовится определенная многоходовочка в сторону Южной Осетии", – заключил эксперт.

Специальная временная комиссия для расследования преступлений режима Михаила Саакашвили должна быть создана в парламенте Грузии на первой неделе весенней сессии в закоргане. Она откроется 4 февраля.