Как подходить к выполнению домашних заданий с детьми: советы психолога

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Sputnik, Аманда Томаева
Выполнение домашних заданий нередко становится источником стресса для детей и их родителей, особенно в предновогодний период. В это время праздничное настроение захватывает всю семью, а школьные заботы отходят на второй план.
О том, как правильно организовать процесс выполнения уроков, чтобы не травмировать ни детей, ни себя, — читайте в материале Sputnik.

Когда отпускать ребенка в "свободное плавание"

Практикующий семейный психолог Надежда Резенова советует подходить к процессу выполнения уроков с пониманием и заботой. Помощь родителей особенно важна на первых этапах обучения, но ее объем необходимо постепенно снижать.
По словам эксперта, уже в первом классе родителям стоит начать обучать ребенка навыкам самостоятельной организации, а к началу второго класса — отойти на второй план, подключаясь только в сложных ситуациях. В таких случаях психолог рекомендует задавать уточняющие вопросы, чтобы ребенок сам искал решение.

"Еще один важный момент, которому нужно научиться и родителям, и детям, — ориентироваться на знания, а не на оценки, потому что если у ребенка выработан синдром отличника, то в будущем это может плохо сказаться для него во взрослой жизни. Желание выполнить все задания и дедлайны на работе четко в срок будет заставлять его работать в ущерб своему здоровью и себе, а также в угоду начальству и другим коллегам", — отметила она.

Депрессия у подростков: как распознать тревожные сигналы и помочь ребенку

Нужно ли родителям помогать с домашним заданием

Психолог советует научить ребенка брать ответственность за себя уже на ранних этапах и предлагает в сложных ситуациях использовать метод естественных последствий.
Например, если ребенок поздно вечером вспоминает о невыполненных домашних заданиях и плачет от усталости, не стоит заставлять его садиться за уроки. Лучше дать ему возможность столкнуться с естественными последствиями своего поступка — пусть он пойдет в школу с незавершенным заданием. Это создаст для него важный опыт и научит ответственности.
Многие родители, стремясь помочь, берут на себя выполнение домашних заданий, но, по мнению эксперта, это мешает ребенку развивать самостоятельность.

"Уже в первом классе родителям важно прекратить делать за ребенка домашнее задание, так как потом он не научится добывать знания и выполнять уроки самостоятельно", — сказала психолог.

Дистанционное обучение школьников в Краснодарском крае
Она добавила, что особенно важно, чтобы родители оставляли за собой роль наставников, а не исполнителей.

Как избегать раздражения при обучении ребенка

Раздражение родителей — распространенная проблема при совместной работе над уроками.
По мнению семейного психолога Надежды Резеновой, корень этой проблемы часто лежит в неспособности родителей управлять своим эмоциональным состоянием и заботиться о себе.
"Мы про себя забываем, не умеем позаботиться о себе, устаем на работе, готовим и завтрак, и обед, и ужин, а тут еще уроки. Очень важно разграничить время, чтобы родитель вечером мог заняться своими делами, а ребенок — своей учебой", — подчеркнула Резенова.
По ее словам, раздражение родителей нередко сигнализирует об их внутреннем ощущении бессилия и неспособности контролировать ситуацию.
Резенова подчеркивает, что ошибки ребенка — это естественная часть процесса обучения, потому что он только открывает мир, а задача родителей — поддержать его в этом, а не требовать идеальности.
Семья с детьми на лавандовом поле в Крыму

Уважение к учителю и образовательному процессу

Психолог также обращает внимание на еще один важный аспект — уважение в семье к учителю.

"Ребенок должен чувствовать уважение к учителю и самому себе. Лишь тогда он будет ко всем сторонам образовательного процесса относиться с уважением", — отметила она.

Если родителям что-то не нравится в процессе обучения ребенка, то, по мнению психолога, важно обсудить это с учителем, попросить помощи или, если потребуется, рассмотреть возможность смены учителя или школы. Адекватные педагоги всегда готовы помочь, если их об этом попросить.
Учащиеся во время занятий
Критика учителя при ребенке, напротив, формирует негативное отношение к обучению в целом.

Развиваем самостоятельность и быт

Наряду с обучением и соблюдением правил поведения, Резенова советует с раннего возраста прививать ребенку бытовые навыки. Это может быть урегулировано на договорных условиях: родители и дети обсуждают, чем ребенок может быть полезен в доме и какие обязанности он должен выполнять.
"Способность обслуживать самого себя — абсолютно необходимый навык. Когда ребенок становится старше, зона его ответственности тоже должна расширяться", — подчеркнула она.
При этом Резенова советует родителям не перегружать детей одновременно учебой и многочисленными внешкольными занятиями, оставляя место для отдыха и быта.
Радио
Психолог рассказал о влияние аниме на детскую психику