Выполнение домашних заданий нередко становится источником стресса для детей и их родителей, особенно в предновогодний период. В это время праздничное настроение захватывает всю семью, а школьные заботы отходят на второй план.
О том, как правильно организовать процесс выполнения уроков, чтобы не травмировать ни детей, ни себя, — читайте в материале Sputnik.
Когда отпускать ребенка в "свободное плавание"
Практикующий семейный психолог Надежда Резенова советует подходить к процессу выполнения уроков с пониманием и заботой. Помощь родителей особенно важна на первых этапах обучения, но ее объем необходимо постепенно снижать.
По словам эксперта, уже в первом классе родителям стоит начать обучать ребенка навыкам самостоятельной организации, а к началу второго класса — отойти на второй план, подключаясь только в сложных ситуациях. В таких случаях психолог рекомендует задавать уточняющие вопросы, чтобы ребенок сам искал решение.
"Еще один важный момент, которому нужно научиться и родителям, и детям, — ориентироваться на знания, а не на оценки, потому что если у ребенка выработан синдром отличника, то в будущем это может плохо сказаться для него во взрослой жизни. Желание выполнить все задания и дедлайны на работе четко в срок будет заставлять его работать в ущерб своему здоровью и себе, а также в угоду начальству и другим коллегам", — отметила она.
Нужно ли родителям помогать с домашним заданием
Психолог советует научить ребенка брать ответственность за себя уже на ранних этапах и предлагает в сложных ситуациях использовать метод естественных последствий.
Например, если ребенок поздно вечером вспоминает о невыполненных домашних заданиях и плачет от усталости, не стоит заставлять его садиться за уроки. Лучше дать ему возможность столкнуться с естественными последствиями своего поступка — пусть он пойдет в школу с незавершенным заданием. Это создаст для него важный опыт и научит ответственности.
Многие родители, стремясь помочь, берут на себя выполнение домашних заданий, но, по мнению эксперта, это мешает ребенку развивать самостоятельность.
"Уже в первом классе родителям важно прекратить делать за ребенка домашнее задание, так как потом он не научится добывать знания и выполнять уроки самостоятельно", — сказала психолог.
Она добавила, что особенно важно, чтобы родители оставляли за собой роль наставников, а не исполнителей.
Как избегать раздражения при обучении ребенка
Раздражение родителей — распространенная проблема при совместной работе над уроками.
По мнению семейного психолога Надежды Резеновой, корень этой проблемы часто лежит в неспособности родителей управлять своим эмоциональным состоянием и заботиться о себе.
"Мы про себя забываем, не умеем позаботиться о себе, устаем на работе, готовим и завтрак, и обед, и ужин, а тут еще уроки. Очень важно разграничить время, чтобы родитель вечером мог заняться своими делами, а ребенок — своей учебой", — подчеркнула Резенова.
По ее словам, раздражение родителей нередко сигнализирует об их внутреннем ощущении бессилия и неспособности контролировать ситуацию.
Резенова подчеркивает, что ошибки ребенка — это естественная часть процесса обучения, потому что он только открывает мир, а задача родителей — поддержать его в этом, а не требовать идеальности.
Уважение к учителю и образовательному процессу
Психолог также обращает внимание на еще один важный аспект — уважение в семье к учителю.
"Ребенок должен чувствовать уважение к учителю и самому себе. Лишь тогда он будет ко всем сторонам образовательного процесса относиться с уважением", — отметила она.
Если родителям что-то не нравится в процессе обучения ребенка, то, по мнению психолога, важно обсудить это с учителем, попросить помощи или, если потребуется, рассмотреть возможность смены учителя или школы. Адекватные педагоги всегда готовы помочь, если их об этом попросить.
Критика учителя при ребенке, напротив, формирует негативное отношение к обучению в целом.
Развиваем самостоятельность и быт
Наряду с обучением и соблюдением правил поведения, Резенова советует с раннего возраста прививать ребенку бытовые навыки. Это может быть урегулировано на договорных условиях: родители и дети обсуждают, чем ребенок может быть полезен в доме и какие обязанности он должен выполнять.
"Способность обслуживать самого себя — абсолютно необходимый навык. Когда ребенок становится старше, зона его ответственности тоже должна расширяться", — подчеркнула она.
При этом Резенова советует родителям не перегружать детей одновременно учебой и многочисленными внешкольными занятиями, оставляя место для отдыха и быта.