О безопасности Южной Осетии, СВО и гражданской жизни: как живет сегодня 4-я военная база

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Вот уже 15 лет гарантом мира в Южной Осетии является 4-я российская гвардейская военная база. В эксклюзивном интервью с ее представителем Sputnik узнал, как поменялась военная подготовка солдат в условиях СВО, кто идет на службу по контракту и хватит ли ресурсов для защиты Южной Осетии в случае необходимости.
- Сергей Алексеевич, здравствуйте! Уже третий год Россия защищает свои рубежи и интересы своего народа в зоне проведения Специальной военной операции. Конечно, все ресурсы, в первую очередь, направлены туда. Расскажите, насколько в таких условиях 4-ая российская военная база сохраняет боеспособность для Южной Осетии?
- Ввиду того, что мы находимся за границей и охраняем рубежи Российской Федерации, к тому же, у нас есть договоренность с Республикой Южная Осетия по ее защите и обороне – т.е. мы гарант мира для осетинского народа, – мы не можем себе позволить оставаться небоеготовными. Личного состава и техники у нас хватает, планы обучения расписаны на годы вперед.
- Кто на сегодняшний день может подписать контракт с вашей частью?
- Контракт у нас в основном заключают военнослужащие срочной службы или граждане из субъектов РФ, изъявившие желание по отношениям (из воинской части – прим.ред.). В основном, идут сюда срочники, им нравится здесь служить. Им нравится климат, погода, отношение, заработная плата, которая у нас выше, чем по России - так как мы все-таки находимся за границей. Есть и другие плюсы.
- А есть ли возможность военного роста, получения образования?
- Да, мы постоянно отправляем молодых специалистов на курсы повешения квалификации. Там они могут получить офицерское звание, стать прапорщиком, переобучиться или просто получить высшее образование. По осеннему призыву ребята заключают контракт, потом проходят сборы, сдают физическую подготовку, пишут тесты, показывая знания, и по весне их зачисляют на обучение, они уезжают. Есть краткосрочные курсы, есть пятилетние – в зависимости от того, какой специальностью хочет овладеть кандидат.
- Сегодня во всем мире семимильными шагами развивается военно-промышленный комплекс, появляются новые образцы техники, вооружения. Как в связи с этим меняется военная подготовка солдат?
- СВО показала, что есть изменения в мире в плане ведения боевых действий. Новшества вносятся, мы стараемся не отставать от современного мира. Используются те же самые FPV-дроны, все те дроны, которые применяются для ведения боевых действий, разведки, наведении артиллерии. Это все задействовано в данный момент как на СВО, так и при подготовке личного состава. Мы же должны обучить всех перед тем, как отправлять их выполнять боевые задачи. Планы боевой подготовки изменились по сравнению со старой школой. Советская закалка осталась – старые красные командиры, обучение, – но уже с новым взглядом на мир, на ведение боевых действий.
- Каким должен быть новый, современный боец?
- Наверное, новый, современный боец должен оставаться верен своим старым традициям – тем, которые были заложены нашими дедами. Ведь все это было не просто так. Даже наш устав был написан кровью, – его нужно чтить и блюсти. Только верный своей отчизне боец может быть и современным, и не современным. Это в любом случае должно оставаться в душе.
Капитан Сергей Алексеевич
- В 2009 году министры обороны России и Южной Осетии подписали Соглашение о сотрудничестве в военной области. Как сегодня российская военная база взаимодействует с Министерством обороны республики?
- Мы взаимодействуем довольно плотно, как командование части, так и обычный личный состав. У нас проходят периодически совместные учения на полигоне Дзарцем, совместно тренируемся. Также происходит взаимодействие командного состава, передаем друг другу различную информацию для того, чтобы владеть полной обстановкой в республике и в соседних регионах. К тому же, мы с превеликим удовольствием каждый год участвуем в военных парадах, посвященных Дню Победы и Дню провозглашения независимости Южной Осетии. От нашей базы выставляются (парадные) "коробки", мы показываем свою технику, за которой постоянно следим и на которой проводим обучение, на ней тренируется личный состав. И водят такие машины на парадах не закоренелые контрактники, а каждый год новые, молодые ребята, овладевшие этой техникой.
- Наверное, вопрос, волнующий наше общество большое всего: каков ваш план действий в случае нападения внешнего врага на Южную Осетию?
- Мы являемся здесь гарантом мира, и наша непосредственная задача – сохранить баланс сил и мира в данном регионе. И, соответственно, военная база готова к решительным действиям в случае какой-либо агрессии со стороны кого угодно.
- Если, вдруг, на территории республики все-таки начнутся военные действия, какую дополнительную военную помощь может оказать Россия?
- Так как мы подчиняемся определенной армии и рядом находятся другие регионы, – Ставропольский край, Дагестан, Чечня, РСО-Алания, – от них мы можем смело ожидать любой поддержки, как в плане техники, так и авиации.
- Поговорим о мирной жизни. Ее в Южной Осетии невозможно представить без отдыха на природе, вкусной еды и простого человеческого общения. Что лично вас и ваших товарищей согревает в дали от дома?
- Когда я прибыл сюда в 2018 году, то не особо понимал, где я. После дороги на поезде меня ожидал горный серпантин. Я не знал, какие села проезжаю, все время думал, где же Цхинвал, куда я еду? Когда я наконец приехал в город, первое, что я спросил у людей, это: "Где 4-ая военная база"? На что мне ответили: "Давай провезу". Я подумал: "Как, так просто, вот так просто подвезу"? Радушие людей — это первое, что бросается в глаза. Нельзя пройти мимо вашего радушия, столько раз я проходил по улицам города, и, если кто-то отмечал праздник в палатках, меня сразу туда заводили, приглашали присоединиться – это очень привлекает.
Плюс, конечно, национальная кухня. Осетинские пироги – ни с чем не сравнимая вещь. Уезжая в отпуска, контрактники, срочники забирают с собой по три, пять пирогов, чтобы угостить близких. Также здесь очень много культурных мест, святых для осетин. Когда я ехал сюда, со мной в автобусе было много людей, которые на таможне целью своего прибытия называли посещение святых мест. Всю дорогу мои попутчики где-то останавливались, фотографировались, молились. У вас интересная культура, которую вы чтите, это достойно уважения.
У бойцов, которые здесь остаются надолго и посещают старинные церкви и храмы в горах, остается большое впечатление от красот природы. Мое любимое место – озеро Коз, ни с чем не сравнится, я красивее мест не встречал. Недавно были в Джер (святилище Джеры Дзуар), здесь непередаваемая аура.
- Как живут здесь семьи военных – дети, жены?
- В основном любят гулять в городе по набережной (в парке Валерия Хубулова – прим.ред.). Посещают различные секции. У вас в этом плане очень развито – мои дети ходят кто на гимнастику, кто на пение или рисование. Тут можно составить настолько плотный график, что детей даже видеть не будешь. Разнообразия спортивного и досугового хватает.
- Не тяжело ли вдали от мегаполисов?
- Честно говоря, по началу было непривычно. Вырос я в городе с двумя миллионами жителей. Там постоянно шум-гам, нет такого спокойствия. Но со временем отвык от этого, и больше не хочется возвращаться к безумной жизни, хочется какого-то спокойствия.