Генпрокуратуре Южной Осетии 101 год: интервью главы ведомства Григория Собаева

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЦХИНВАЛ, 1 окт – Sputnik. В 2024 году Генеральная прокуратура Южной Осетии свой 101-й день рождения. В этот праздничный день Sputnik взял интервью у руководителя ведомства Григория Собаева, в котором он рассказал об истории создания Генпрокуратуры, взаимодействии ведомства с российскими коллегами, а также о том, каким должен быть прокурор Южной Осетии.
– Григорий Гурамович, сегодня Генеральной прокуратуре Южной Осетии исполняется 101 год. Расскажите, пожалуйста, об истории создании Генпрокуратуры и ключевых именах в становлении ведомства?
- Наше ведомство было учреждено 1 октября 1923 года, первым прокурором Юго-Оетинской автономной области был назначен Николай Юрьевич Гадиаты. Среди тех, кто принимал активное участие в становлении органов прокуратуры, также нужно выделить такого видного деятеля, как Мате Санакоев. Если говорить об обязанностях Генпрокуратуры тогда и сейчас, то особых отличий нет. В полномочия органов прокуратуры, входит, в частности, надзор за деятельностью организаций, ведомств, жизнедеятельностью республики, а также обеспечение исполнения законодательства Южной Осетии. Генпрокуратура республики, как тогда, так и сейчас осуществляет непосредственно само предварительное расследование, поддерживает государственное обвинение в судах. То есть, существенных изменений функции Генпрокуратуры с момента учреждения по сегодняшний день не претерпели. Они остаются неизменными.
– Подвергалась ли Генпрокуратура Южной Осетии каким-либо притеснениям со стороны Грузии во времена СССР?
Безусловно, притеснения грузинских властей отражались на Генпрокуратуре, как впрочем и на всей Южной Осетии. В начале 1990-х годов была пара случаев, когда представители грузинской национальности совершали преступления на территории Южной Осетии, а уголовные дела, открытые на них, передавались в порядке подследственности передавалась в Грузию, где благополучно терялись Они там благополучно терялись. И тогда было принято решени отделиться от этой централизованной системы, которая связывала органы прокуратуры республики с прокуратурой Грузии.
– Как осуществляется в сфере прокуратуры взаимодействие Южной Осетии и России?
Мы осуществляем тесное взаимодействие с нашими российскими коллегами – как с Генеральной прокуратурой, так и со Следственным комитетом. У нас есть ряд соглашений как по расследованию уголовных дел, так и по иным направлениям. Мы взаимодействуем практически на ежедневной основе. Делаются запросы по уголовным делам, допросы определенных свидетелей в России. Осуществляются запросы для уголовного преследования совершивших преступления граждан на территории Южной Осетии и пребывающих сейчас в России. Аналогичный механизм действует и в направлении Южной Осетии, то есть уполномоченные органы России направляют нам запросы об оказании правовой помощи. Мы их здесь отрабатываем и пересылаем в Россию для дальнейшего расследования либо проверочных мероприятий.
Генпрокурор Южной Осетии об истории ведомства, притеснениях грузинской власти и кадрах
– Григорий Гурамович, а если говорить о работе Совместного информационно-координационного центра (ИКЦ) Южной Осетии и России. Насколько тесно выстроено взаимодействие там?
Я бы хотел отметить, что ИКЦ – это один из наиболее удавшихся совместных проектов РЮО и РФ. Сотрудники и специалисты ИКЦ оказывают очень большую помощь и поддержку правоохранительной системе Южной Осетии. Отдельно стоить отметить работу экспертов ИКЦ, которые проводят экспертизы в рамках расследуемых нами уголовных дел. Это, в том числе, лингвистическое, автотехническое исследования, трасология, почерковедение. То есть, деятельность Совместного информационно-координационного центра является большим подспорьем для нашей республики.
– Какова на сегодняшний день штатная численность сотрудников Генеральной прокуратуры Южной Осетии?
В настоящее время в Генпрокуратуре работают 104 человека, фактически мы укомплектованы на 90%. Но при этом есть определенный кадровый резерв. Также можно говорить об определенной текучке кадров, связанной с материально-техническими вопросами, однако кадрового голода как такового у нас нет. Это связано с тем, что работа в прокуратуре – это престижный вид деятельности. Каждый человек, имеющий юридическое образование, хочет работать в прокуратуре.
– Каким, на ваш взгляд, должен быть прокурор Южной Осетии?
В первую очередь, прокурор Южной Осетии должен быть порядочным человеком, потому что только так он может принести пользу для правоохранительной системы и государства. Это самое главное. Кроме того, очень важна работоспособность и оперативность – без этих двух качеств ничего сделать не получится.
– Григорий Гурамович, спасибо за интервью. Поздравляем вас и весь коллектив Южной Осетии с профессиональным праздником и желаем успехов в дальнейшей работе.