9 сентября 2008 года Цхинвал и Москва обменялись нотами об установлении дипломатических отношений. О предпосылках и значимости этого события, а также о ключевых этапах и документах двустороннего сотрудничества, рассказал в интервью Sputnik Южная Осетия посол Марат Кулахметов.
- Установление дипломатических отношений стало закономерным шагом после признания Россией Южной Осетией 26 августа 2008 года в качестве суверенного и независимого государства. Эти шаги позволили нам вывести отношения между нашими странами на новый уровень межгосударственного взаимодействия, заложить основы для поступательного развития Южной Осетии, обеспечения ее безопасности и суверенитета. В основе признания республики и установления дипотношений, лежит неразрывная историческая связь между нашими государствами, приверженность общим ценностям и идеалам, обоюдное стремление к сближению и интеграции. Нас спаивает общая память о Великой Победе 1945 года и достижениях советского прошлого. Такие узы разрушить крайне непросто, если вообще возможно. Принципиальный настрой на дальнейшее упрочение двусторонних отношений был выражен в ходе переговоров президента Российской Федерации В.В. Путина с президентом РЮО в Москве 16 марта 2023 года, а также состоявшейся в Москве 25 августа того же года встречи Алана Эдуардовича Гаглоева с заместителем председателя Совета Безопасности РФ Д.А.Медведевым, последующих контактах на различных уровнях.
Сегодня в зоне проведения специальной военной операции российские и югоосетинские военнослужащие плечом к плечу отстаивают наши общие цели и приоритеты, наше общее геополитическое видение будущего без западной гегемонии, основанное на многополярности и верховенстве права. Высоко ценим союзническую поддержку нашей позиции со стороны руководства Южной Осетии и всего югоосетинского народа.
- Марат Минюрович, на каких документах основывается двустороннее сотрудничество? Сколько договоров было подписано за 16 лет? Какие этапы дипотношений прошла Москва и Цхинвал? Какие наиболее важные вы могли бы отметить?
- Краеугольными документами являются подписанный 17 сентября 2008 года Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и сменивший его Договор о союзничестве и интеграции от 18 марта 2015 года. Их последовательное и четкое выполнение позволило вывести наши отношения на качественно новый, межгосударственный уровень. Сотрудничество по конкретным направлениям выстраивалось на основе "секторальных" соглашений, заключенных в рамках упомянутых договоров. Сегодня договорно-правовая база насчитывает более 130 документов, охватывающих самые разные сферы, в том числе межрегиональное взаимодействие. Процесс ее модернизации продолжается.
Серьезная работа проведена в социально-экономической сфере, с целью решения задач по увеличению зарплат работников бюджетной сферы республики в соответствии с двусторонними межгоссоглашениями, в том числе о порядке и условиях софинансирования за счет средств РФ повышения зарплаты работников государственных и муниципальных учреждений РЮО от 5 декабря 2016 года. Сегодня в числе общих приоритетов – претворение в жизнь Государственной программы социально-экономического развития РЮО на 2022-2025 гг., межгоссоглашения о содействии в ее реализации, подписанное в Москве 4 августа 2022 г. Над этим и другими вопросами плодотворно работает двусторонняя Межправкомиссия по социально-экономическому сотрудничеству, последнее заседание которой состоялось в Москве в ноябре прошлого года.
- Какое значение имеют дипотношения для Южной Осетии? Какова роль России в поддержании стабильности и безопасности в республике?
- Подписание президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым указа о признании государственного суверенитета Южной Осетии 26 августа 2008 года и его заявление – события исторического масштаба, имевшие судьбоносное значение для югоосетинского народа. Преступная авантюра экс-президента Грузии, повлекшая за собой многочисленные жертвы среди мирного населения и российских миротворцев не оставила России другого выбора, кроме как провести операцию по принуждению агрессора к миру, а позднее – признать Южную Осетию и Абхазию в качестве независимых государств. Эти шаги стали закономерным проявлением последовательной и ясной политики России на Южном Кавказе. События августа 2008 года и нынешняя ситуация на Украине лишь усилили неизбежный процесс формирования полицентризма в мировом масштабе, "раскрыли глаза" международному сообществу на авторитаризм и недемократичность продвигаемых Западом неолиберальных подходов, приблизили нас к формированию многополярного мира, уходу от диктата Запада в международных делах. Защитив Абхазию и Южную Осетию, признав их независимость, Россия взяла на себя большую ответственность за дальнейшую судьбу молодых республик. Их успехи подтверждает правильность выбранного нами курса.
Россия в соответствии с взятыми на себя обязательствами принимает все необходимые меры по обеспечению безопасности республики. На ее территории дислоцируются 4-я российская военная база и Пограничное управление ФСБ России. Они являются гарантами безопасности республики. Укрепление общего контура безопасности и сотрудничество по линии силовых ведомств продолжатся на основе Договора о союзничестве и интеграции от 18 марта 2015 года и договоренностей, достигнутых руководителями наших государств.
К сожалению, к этому нас вынуждает и напряженная ситуация в отношениях с "коллективным Западом", вызванная его нежеланием реально и адекватно воспринимать международные реалии, соотносить их с собственными амбициями. На Западе по-прежнему не гнушаются деструктивных методов, наивно полагая, что международное сообщество будет спокойно взирать на это. Сегодня Запад непосредственно вовлечен в конфликт на Украине, не задумываясь о рисках дальнейшей его эскалации. Потакая действиям укронацистов, продолжающих варварские атаки против мирного населения, западники стали соучастниками террора и экстремистских проявлений.
- Как изменилась внешняя политика России в отношении Южной Осетии после установления дипломатических отношений?
- В геополитическом плане, отразив грузинскую агрессию, нам вновь удалось показать безальтернативность обеспечения в Закавказском регионе справедливого миропорядка, основанного на свободном волеизъявлении народов. Это был важный этап на пути многополярного, справедливого мироустройства, формирования новой неконфрантационной идеологии. Россия всегда открыта к диалогу. Мы стараемся выстраивать равноправные и открыты отношения со всеми иностранными партнерами. К сожалению, не все из них, прежде всего представители "коллективного" Запада, готовы к такому формату взаимоотношений.
По моему убеждению, наши западные партнеры часто упускают из виду необходимость учитывать то исключительно важное значение, которое в России придают Закавказскому региону, с которым мы на протяжении веков были тесно связаны переплетением исторических, духовных и межличностных связей. Думаю, здесь кроется еще один важный императив для нас – понимание Россией своей ответственности за судьбу региона, неослабное стремление к поддержанию и развитию тесного взаимодействия с проживающими там братскими народами. Это направление внешней политики России сохраняет особую важность и с учетом проживания в нашей стране большого числа выходцев из стран региона.
- Как международное сообщество отреагировало на данный процесс?
- На тот момент мы в полной мере отдавали себе отчет в том, что наша позиция будет "в штыки" встречена некоторыми западными странами. Напомню, что в августе 2008 года в ходе переговоров Н.Саркози с М.Саакашвили последний категорически исключил возможность обсуждения вопроса о статусе Абхазии и Южной Осетии. Тем самым он недвусмысленно дал понять, что намерен продолжить линию на насильственное удержание народов этих республик в составе Грузии. Чего же М.Саакашвили и его западные кураторы в итоге добились? Сотни убитых и тысячи раненых, разрушение десятков домов и зданий, практически полное уничтожение социально-экономической инфраструктуры Южной Осетии, последствия которого ощущаются до сих пор. М.Саакашвили нагло растоптал принципы международного права и традиции международного общения, полностью дезавуирован существовавший на тот момент мирный политический переговорный процесс грузино-осетинского урегулирования, осуществлявшийся по международному мандату с участием ОБСЕ и при российском посредничестве.
Исходя из нынешних международных реалий, можно сказать, что "коллективный Запад", поддерживавший и направлявший преступный режим Саакашвили, тогда отреагировал вполне ожидаемо, заявив об "оккупации" Россией территории Грузии и стыдливо умолчав о причинах ее действий по пресечению агрессии. Убийство мирных жителей, женщин, детей, стариков, варварские бомбежки жилых кварталов, как показывают события на Донбассе и в Курской области, мало волнует Запад, ищущий лишь очередной повод очернить Россию и движимый неосуществимой идеей нанести ей "стратегическое поражение". Однако сегодня мы видим, что далеко не все страны придерживаются активно продвигаемых Западом неолиберальной идеологи и нарративов. В западных обществах на фоне безответственного потакания Украине происходит переоценка того, что совершалось их правительствами в конфликтных точках во имя пресловутых неолиберальных ценностей. Убежден, такая переоценка в отношении событий августа 2008 года произойдет и в Грузии. Этот процесс, собственно говоря, уже идет в грузинском обществе, вызывая отпор со стороны грузинских радикалов, финансируемых Западом. Но ни им, ни их кураторам в итоге не удастся исказить историческую правду: то, что было совершено в августе 2008 года совершенно четко характеризуется как военные преступления, не имеющие срока давности.
- Какие перспективы дальнейшего развития дипломатических отношений между Россией и Южной Осетией?
- С югоосетинскими коллегами мы в каждодневном режиме продолжаем осуществлять сверку позиций по международным вопросам. Наши внешнеполитические ведомства вносят важный вклад в подготовку и организацию контактов на высшем и высоком уровнях, тщательно отслеживают ход реализации заключенных двусторонних документов. Повышалась и отдача от нашей совместной работы на международных площадках, включая Женевский дискуссии. Ориентиры совместной работы заданы встречами на высшем и на высоком уровне, переговорами на уровне министров иностранных дел. Мы последовательно реализуем достигнутые договоренности. Многие актуальные вопросы взаимодействия были обсуждены на состоявшейся в октябре прошлого года в Сочи встрече президента А.Э.Гаглоева и министра иностранных дел А.М.Джиоева с С.В.Лавровым. Убежден, что мы и дальнейшем будем продвигаться по пути наращивания внешнеполитической координации, укрепления позиций Южной Осетии на мировой арене несмотря на активное противодействие со стороны Грузии и ратующего за "демократические ценности и равноправие" Запада.
История дипотношений России и Южной Осетии
© Sputnik
Текущая геополитическая обстановка, активизация Вашингтоном и его сателлитами попыток использовать внутрирегиональные противоречия в своих целях усложняют процесс вывода Южной Осетии из международной изоляции, но не в силах остановить его. Это – объективный процесс, обусловленный волей югоосетинского народа и имеющий историко-политические и международно-правовые основания. Сегодня, на мой взгляд, важно сосредоточиться на продвижении культурно-гуманитарной составляющей взаимодействия Южной Осетии с третьими странами, культурных и образовательных обменах, взаимодействии по линии неправительственных организаций и молодежных структур. Важно продолжить знакомить зарубежную аудиторию с историей, традициями и культурой югоосетинского народа, доносить правду о Южной Осетии. Со своей стороны будем оказывать поддержку МИД Южной Осетии в реализации его задач.
Пользуясь случаем, хотел бы поздравить наших югоосетинских друзей, всех россиян, проживающих в Южной Осетии с годовщиной установления дипотношений между нашими странами, пожелать им счастья, добра, мира и процветания.