Мурат Тхостов: мое видение будущего Южной Осетии – процветающая часть единой Осетии

Южная Осетия отмечает один из главных государственных праздников - признание независимости со стороны России. Это произошло спустя две недели после вероломного нападения Грузии на республику.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Диана Козаева, Sputnik
Эта война могла случиться гораздо раньше, но многие годы хрупкий мир на осетинской земле держался благодаря российской миротворческой миссии и деятельности Смешанной контрольной комиссии - главного переговорного формата, созданного после ввода в республику трехсторонних миротворческих сил. Одним из ее участников с североосетинской стороны был Мурат Тхостов, ныне первый заместитель председателя парламента, депутат парламента РСО-Алания седьмого созыва.
В интервью Sputnik он рассказал о своей роли в переговорном процессе, поделился своим мнением о будущем Южной Осетии и о том, как сохранить мир в регионе.
- Мурат Эльбрусович, Вы много лет были участником переговорного процесса по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Как вы попали в переговорный процесс? Какой вы видели свою роль в урегулировании конфликта?
- Главный трек упомянутого вами переговорного процесса – Смешанная контрольная комиссия (как и приданные ей Смешанные силы по поддержанию мира) имела уникальный, и что немаловажно, международно-признанный формат, отражавший политический реализм лидеров, подписавших 24 июня 1992 года известное Сочинское соглашение. В комиссии были представлены четыре стороны: Южная Осетия, Грузия, Российская Федерации и Северная Осетия. Позднее к работе комиссии подключились Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), агентства ООН (УВКБ ООН и ПР ООН), а затем и Европейская комиссия.
Меня привлекли к работе в числе участников переговорного процесса с североосетинской стороны сначала в качестве ответственного секретаря нашей делегации, а затем в качестве ее руководителя.
Свою роль, в первую очередь, мы видели в том, чтобы сделать более развернутым и сопряженным с региональным видением именно российское государственное вовлечение в переговорный процесс, в весь процесс урегулирования.
Выход к международной арене: Кесаев о будущем Южной Осетии и осетинском единстве

Грузия выбрала путь ГРАДов и террора

- Несмотря на все усилия реальных сторонников мира на Южном Кавказе, войны в 2008 году так и не удалось избежать. На ваш взгляд, какие ключевые моменты в переговорах могли бы привести к успеху?
- Напомню, что вплоть до самого критического момента агрессии со стороны режима Саакашвили против Южной Осетии в августе 2008 года Россия придерживалась принципа сохранения территориальной целостности Грузии. Политический прагматизм российской позиции в этот период состоял в том, что суверенитет Грузии на всей территории бывшей Грузинской ССР – во-первых, фактически утрачен, а, во-вторых, если и возможен к восстановлению, то только в режиме мирных согласительных процедур с Южной Осетией и Абхазией.
СКК в принципе создавалась для контроля за прекращением огня и затем за поддержанием мира, то есть как своего рода механизм содействия политико-дипломатическому продвижению к устойчивому институционально или договорно оформленному режиму неприменения силы и формированию двусторонних отношений между Грузией и Южной Осетией.
Однако, грузинская сторона, питаемая регулярно возникавшими у нее иллюзиями силового превосходства над Южной Осетией и, судя по всему, прямо провоцируемая западными провокаторами, фактически саботировала в 2004-2008 гг. этот формат урегулирования. Был избран другой путь, путь силовой, путь ГРАДов и террора, который привел к тому, что в августе 2008 года в условиях фактического бездействия так называемого "мирового сообщества" (вспомним заседания Совбеза ООН в эти дни и оставшиеся без ответа призывы остановить кровопролитие, прозвучавшие из уст Виталия Чуркина), Россия вынуждена была самостоятельно обеспечить защиту населения Южной Осетии.
Скорее не отдельные "моменты" могли бы привести к успеху урегулирования, а приверженность участников определенному политическому реализму. Что имеется ввиду? Во-первых, успехом урегулирования для нас – российской и, в частности, североосетинской стороны в СКК, являлось бы выработка таких договорных, институциональных и статусных гарантий для Южной Осетии, которые бы обеспечивали ее безопасность вне зависимости от состояния душевного здоровья очередного грузинского правителя или настроений участников очередного агрессивного митинга перед парламентом Грузии.
В Цхинвале прошел круглый стол к 16-летию признания Россией независимости Южной Осетии
Осетины имеют давний печальный опыт своей зависимости от политических пертурбаций в Грузии. Отсюда понятно наше стремление найти механизм защиты от таковых. В конце концов, именно с грузинской стороны начался прямой саботаж деятельности смешанной комиссии, инфильтрация грузинских военных и полицейских формирований в зону ответственности миротворческих сил, а 7 августа 2008 года российские и североосетинские миротворцы уже сами подверглись прямому нападению.

Южная Осетия под "зонтиком" безопасности России

- Каково ваше видение будущего Южной Осетии?
- Мое видение будущего Южной Осетии – процветающая часть единой Осетии, живущей полнокровной и безопасной жизнью вне зависимости от наличия или отсутствия политической границы на Рукском перевале. Различные статусные параметры и различные политико-дипломатические усилия обретают свой долгосрочный вес только тогда, когда их результатом становится безопасность, процветание и благополучие граждан.
Сегодня мы не видим такой перспективы для граждан Южной Осетии вне того "зонтика" суверенного признания, которым Россия фактически защищает ее от издержек тернистого пути Грузии к специфической демократии. Не будет лишним упомянуть, что, защитив Южную Осетию от режима Саакашвили в 2008 году, Россия защитила и саму Грузию от позора совершения очередного изгнания или даже геноцида негрузинской части ее бывшего населения.
Гаглоев: наш путь — это интеграция с Россией

Мы - один народ

- Какие шаги, на Ваш взгляд, необходимо предпринять для обеспечения стабильности и безопасности в регионе?
- Прежде всего, представляется важным, чтобы стороны, вовлеченные в конфликт или участвующие в его урегулировании, подошли к признанию исторических реалий, касающихся самого их политического существования, наличия их политической субъектности как таковой. Какими бы титаническими усилиями грузинская историография не доказывала собственной политической элите и обществу "искусственность Южной Осетии", таковая уже давно состоялась как историческая реальность и как политическая субъектность. Чем раньше начнется протрезвление от иллюзий "искусственности Южной Осетии" к признанию ее субъектности, тем быстрее сформируются предпосылки к развитию двусторонних отношений между Цхинвалом и Тбилиси. Государственные интересы России состоят в том, чтобы на ее южных границах была стабильность и безопасность. И в этой связи конструктивный подход Тбилиси к пониманию того, что российские интересы на Центральном Кавказе не могут зависеть от внутригрузинских потрясений, этот тот необходимый посыл к политической прагматике, который в итоге приведет и к долгосрочному, политически оформленному урегулированию между Южной Осетией и Грузией.
Для нас в Северной Осетии ключевым является обеспечение незыблемости нашего единства с Осетией Южной. Мы – один народ, и это историческое, культурное и политическое обстоятельство составляет важнейший элемент любой адекватной картины урегулирования конфликта 1989-2008 годов и преодоления последствий тех скоротечных, но кровавых войн, которые составляли его кульминацию.